Отечественные архивы приоткрыли тайны кремлевского проекта «Репатриация Бунина»

ОгонёкКультура

Битва за Бунина

В дни 150-летия нашего первого Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина отечественные архивы приоткрыли тайны кремлевского проекта «Репатриация Бунина»

Иван Бунин. 1909 год. Год большого признания и славы на родине

Антисоветчик, белогвардеец, отщепенец, ренегат, «проникнутый бешеной, болезненной ненавистью к Советской власти, пролетариату и крестьянству», «злобно и яростно нападающий на Советскую Россию» — это о Бунине. В одном случае — «Большая советская энциклопедия» 1927 года, в другом — «Малая советская энциклопедия» 1928 года. Отливалось на века. В 1933 году Иван Бунин, первым из русских писателей, получит Нобелевскую премию по литературе — «За строгий литературный талант, с которым он развивает традиции русской классической прозы». В Советской России награждение вызвало ярость, имя Бунина до середины 50-х было под запретом.

Во всяком случае так казалось. На самом же деле попытки вернуть если не самого Бунина, то его наследие, делались — осторожные, настойчивые и не всегда безуспешные.

Еще 17 июня 1941 года Алексей Толстой послал Сталину доверительное письмо, в котором спрашивал совета: «<…> Дорогой Иосиф Виссарионович, обращаюсь к Вам с важным вопросом, волнующим многих советских писателей,— мог бы я ответить Бунину на его открытку, подав ему надежду на то, что возможно его возвращение на Родину? Если это невозможно, то не могло бы Советское правительство оказать ему материальную помощь? C глубоким уважением и любовью, Алексей Толстой».

Но уже 22 июня началась Великая Отечественная. Вишистская Франция разорвала дипломатические отношения с СССР. Связь с Буниным на несколько лет была потеряна. Прошение Толстого сдали в архив.

Из мемуаров и свидетельств самого писателя, его жены Веры Николаевны Муромцевой-Буниной давно известно, что после Победы советская власть обхаживала патриарха русской литературы и лелеяла надежду на его триумфальное возвращение в СССР. Но это «возвращение» состоится только после его смерти.

Обновление иконостаса

Оттепель стала репетицией своеобразного национального примирения и залечивания ран братоубийственной войны. В Кремле понимали, что для экономической модернизации СССР необходимы и деэскалация в том числе культурных конфликтов с враждебным окружением, и разрядка международной напряженности. Началось обсуждение списков тех, кого бы из бывших «ренегатов» можно было реабилитировать и включить в официальный иконостас русской советской культуры. Реабилитанс также был рассчитан на положительный эффект среди многочисленной русской эмиграции.

Начали исполнять музыку Рахманинова и Метнера, перестали клеймить Стравинского. Вспомнили о живописи Гончаровой и Ларионова. В печати появилось имя Шаляпина. В «Шахматах в СССР» замелькали задачи Алехина. 11 ноября 1953 года «Правда» ошарашила своих читателей сообщением в одну строку в подвале последней, шестой, полосы газеты: «Париж. 9 ноября. (ТАСС) Как сообщает агентство „Франс Пресс“, вчера в Париже в возрасте 83 лет скончался писатель Иван Бунин».

В Москве внимательно следили: не обнародует ли вдова какого-то антисоветского завещания усопшего. В Кремле хорошо помнили полный яда ответ Ильи Репина наркому просвещения Анатолию Луначарскому в 1926 году на предложение Политбюро ЦК ВКП (б) вернуться в Советскую Россию (сегодня документ впервые публикуется в «Огоньке»):

«Милостивый Государь Анатолий Васильевич,

Извиняюсь за промедление ответом.

Благодарю за любезное и настойчивое приглашение меня в Петербург, с лестными обещаниями.

Но я не поеду в страну, где меня только грабили и никаких обещаний не исполняли…

Если Вы думаете, что я страдаю тоскою по Родине и готов на всякое положение там, то ошибаетесь — моя родина не в Петербурге — СЛОБОДСКАЯ УКРАИНА — ЧУГУЕВ — ВОТ МОЯ РОДИНА. Но и Чугуева больше нет...

И как это бросить место, где я устраивался почти 30 лет, и свой целебный источник променять на кипяченую невскую воду, годную, по выражению англичанина Кларка, „только для стирки“.

С совершенным уважением и благодарностью за хлопоты,

Илья Репин.

P.S. Моя Петербургская квартира мне совершенно не нужна больше».

Бунин ничего похожего не оставил, и уже через месяц, 3 декабря, директор издательства «Художественная литература» Анатолий Котов запускает первый пробный шар — просит секретаря ЦК Петра Поспелова разрешить перепечатать в сборнике памяти Чехова воспоминания о нем «недавно умершего в Париже» Бунина. И согласие было получено. Для чего был нужен именно этот мини-проект? Не согласованная с вдовой публикация могла бы вызвать ее гневный протест, а вслед за ним и громкий судебный процесс, шумиху буржуазной прессы. Одним словом, очередную «широкомасштабную антисоветскую провокацию». Но все обошлось. Вдова промолчала, и посмертная репатриация Бунина началась.

Дипломатическая миссия

Тем временем политика разрядки давала свои плоды. В 1955 году в Женеве прошел первый после Потсдама саммит лидеров большой тройки плюс Франция. Тогда в Москве предприняли следующий шаг. Тиражом в 300 тысяч экземпляров и в твердом переплете был опубликован сборник рассказов Бунина. И на этот раз наследница промолчала.

23 ноября 1955 года на имя советского руководства поступила шифровка из Парижа от посла Сергея Виноградова:

«Ерофеев посетил вдову писателя Бунина — В.Н. Бунину. Она действительно живет в тяжелых материальных условиях и находится на содержании различных людей из среды враждебно настроенной к нам русской эмиграции. Сама В.Н. Бунина лояльно относится к СССР и с удовлетворением воспринимает то, что в СССР издаются произведения Бунина. Бунина дала согласие передать нам постепенно все литературное наследие писателя (переработанное им последнее издание его сочинений, его дневники и письма) в случае, если ей будет Советским правительством назначена пожизненная пенсия в размере 70 тысяч французских франков ежемесячно».

Поясним: речь шла о «старых» франках. А Владимир Ерофеев — дипломат, личный переводчик Сталина с французского (об этом книга его сына Виктора Ерофеева «Хороший Сталин. Что знал личный переводчик Сталина?»). Литературного пиетета в записке Виноградова немного. Скорее сквозит политическая целесообразность: «<…> от Буниной мы сможем получить ценное литературное наследие писателя и в дальнейшем использовать наши отношения с Буниной, предав их со временем гласности, для положительного для нас воздействия на русские эмигрантские круги, что в то же время будет благоприятно воспринято и в широких кругах французской интеллигенции».

Письмо Алексея Толстого Сталину с просьбой разрешить ему вступить в переписку с Буниным и обнадежить того возможным возвращением на родину. Толстой и до этого встречался с Буниным в Париже и зазывал на родину — безуспешно

Посол продолжает:

«Бунина передала Ерофееву четыре тома (из двенадцати) собрания сочинений Бунина с личной правкой писателя, который незадолго до своей смерти перерабатывал их, подготовляя новое издание. Бунина попросила направить эти книги на хранение в Москву <…>».

Инициатором бунинского проекта был бывший сталинский премьер, а на тот момент министр иностранных дел Вячеслав Молотов. В молодости он — поклонник прозы Бунина, Андреева и Куприна. И теперь он частично поддерживает предложение посла, повторяя, что «на Бунину оказывается сильный нажим со стороны враждебных нам кругов русской эмиграции с тем, чтобы склонить ее на открытое выступление против издания в СССР произведений Бунина». Он предлагает для начала выплатить ей гонорар за вышедший бунинский сборник в 5 тысяч инвалютных рублей

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Платонов целовал лица убитых солдат» «Платонов целовал лица убитых солдат»

Режиссер Рома Либеров — о своем новом фильме «Сокровенный человек»

Огонёк
Глава Bentley в России — о новом Bentayga и конкуренции в сегменте люкс Глава Bentley в России — о новом Bentayga и конкуренции в сегменте люкс

Интервью с Кристианом Шликом, главой марки Bentley в России

РБК
Несъедобное название Несъедобное название

Что не так с эскимо?

Огонёк
Не только Станиславский: что сейчас происходит в современном театре и как воспринимают теперь Чехова Не только Станиславский: что сейчас происходит в современном театре и как воспринимают теперь Чехова

Отрывок из книги Петера Сонди «Теория современной драмы»

Esquire
Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
«Караоке-боксы могут стать началом карьеры в шоу-бизнесе» «Караоке-боксы могут стать началом карьеры в шоу-бизнесе»

Как локдаун подтолкнул сеть караоке-боксов к омниканальности

РБК
Джихад за Карабах. Чем это грозит России? Джихад за Карабах. Чем это грозит России?

С кем сотрудничает президент Эрдоган и как это повлияет на ситуацию на Кавказе

Огонёк
План развития не по годам: как из оболтуса вырастить кандидата наук План развития не по годам: как из оболтуса вырастить кандидата наук

Как вырастить умного ребенка, который выпрашивает приставку на десяти языках

Maxim
Новое чувство астрофизики Новое чувство астрофизики

Миссия LISA станет самым большим научным инструментом в истории человечества

Популярная механика
«Располагайтесь поудобнее»: как быстро вернуть себе уверенность «Располагайтесь поудобнее»: как быстро вернуть себе уверенность

Часто ли вы извиняетесь за то, что кого-то отвлекли, заняли чье-то время?

Psychologies
Все четыре стороны Все четыре стороны

Героини осенних кинопремьер о сексе, моде, детях

Vogue
Алгоритм распознал одиноких пожилых людей по речи Алгоритм распознал одиноких пожилых людей по речи

Алгоритм помог выделить гендерные различия в выражении чувства

N+1
Безглазые пескорои потеряли юго-запад Безглазые пескорои потеряли юго-запад

Эти грызуны практически слепые, но они ориентируются на магнитное поле

N+1
Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми

Как работать с самозанятыми специалистами и что нужно знать, нанимая их

Inc.
Комик и актер Адам Коновер: о том, почему удовольствие — хреновая штука Комик и актер Адам Коновер: о том, почему удовольствие — хреновая штука

Как сделать так, чтобы жизнь стоила того, чтобы жить?

Playboy
Гибель дочери, смерть жены, стрельба в сына: трагедии актера Владимира Конкина Гибель дочери, смерть жены, стрельба в сына: трагедии актера Владимира Конкина

Тяжелая история судьбы актера Владимира Конкина

Cosmopolitan
В ожидании «косяков» власти: можно ли говорить об успехе «Умного голосования» Навального? В ожидании «косяков» власти: можно ли говорить об успехе «Умного голосования» Навального?

Единый день голосования стал успехом для власти

Forbes
10 самых дурацких поводов для увольнения 10 самых дурацких поводов для увольнения

Хочешь знать, что нужно сделать, чтобы тебя точно уволили?

Maxim
Надписи на черепках рассказали о грамотности воинов Иудейского царства Надписи на черепках рассказали о грамотности воинов Иудейского царства

В Иудее на рубеже VII–VI веков до нашей эры была развитая система образования

N+1
Весело шагая: 7 крутых лестниц Весело шагая: 7 крутых лестниц

На подъеме: самые красивые лестницы в мире

Вокруг света
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
Как сделать хорошую фотографию для «Инстаграма» с точки зрения науки Как сделать хорошую фотографию для «Инстаграма» с точки зрения науки

Научись делать идеальные снимки в Instagram

Maxim
Почему негативные заголовки работают лучше Почему негативные заголовки работают лучше

Почему наш мозг запрограммирован быстрее реагировать на негативную информацию

Psychologies
Кто испечет круассан? Кто испечет круассан?

Пандемия изменила рынок готовой еды для поставок в кофейни

Эксперт
Роберта Паттинсона, Тома Холланда и Билла Скарсгарда бесы попутали Роберта Паттинсона, Тома Холланда и Билла Скарсгарда бесы попутали

Бог забыл про Огайо и Западную Виргинию, надвигается кромешная тьма

GQ
«Затерянный мир Дарвина. Тайная история жизни на Земле» «Затерянный мир Дарвина. Тайная история жизни на Земле»

Отрывок из книги Мартина Брезиера о докембрийском периоде

N+1
«Человек, у которого есть власть, рано или поздно может ее применить». Как работают с авторами домашнего насилия «Человек, у которого есть власть, рано или поздно может ее применить». Как работают с авторами домашнего насилия

Специалист по работе с агрессией о природе домашнего насилия

Forbes
Часики тикают Часики тикают

Даня Милохин и другие звезды TikTok точно знают, что время — деньги

GQ
«Бредовая работа» Дэвида Гребера «Бредовая работа» Дэвида Гребера

Миллионы людей в современном мире заняты бредом. Не верите?

Weekend
Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом

Тайна создания и судьба картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Культура.РФ
Открыть в приложении