Баллистический спуск
Случившаяся авария на старте «Союза» ставит много вопросов и не дает никаких ответов
Нынешняя авария ракеты-носителя на старте даже в череде последних космических неудач стоит особняком. Начать с того, что с пилотируемыми полетами ничего подобного случившемуся в минувший четверг технологически не происходило (возможно, потому, что прежде проверки к таким запускам всегда были особенно тщательными). К тому же авария произошла на глазах представителей НАСА и ЕКА — скандал полный. Американцы и так активно муссировали тему завершения сотрудничества по МКС с Роскосмосом, а какой тон в диалоге они займут теперь, не берусь даже представить. Не позавидуешь и высокому начальству: даже ритуально «казнить» кого-то из руководства предприятий или управляющих контор невозможно, потому что на≈этих местах все сплошь недавние назначенцы. К ним даже претензий не предъявить: еще не обжились в новых должностях. Словом, конфуз небывалый, но даже душу не отведешь…
Грустно, но факт: в число задач не долетевшего до МКС экипажа (в составе командир корабля Алексей Овчинин и американский астронавт Тайлер Хейг) входило расследование причин предыдущей нашумевшей поломки, той самой дыры в обшивке корабля «Союз МС‑09», из-за которой на МКС произошла утечка воздуха. Теперь расследовать предстоит причины ЧП, чуть было не приведшего к реальной катастрофе. Это хорошо, что для Овчинина и Хейга все завершилось благополучно и им даже хватило сил пошутить: «Авария носителя... Две минуты сорок пять секунд. Быстро мы прилетели». А ведь могло быть совсем не до шуток: когда происходит такая ситуация и доходит до баллистического спуска спускаемого аппарата, перегрузки могут кратковременно достигать 10–12G. Какую перегрузку