Неделя | Эпицентр
Продолжение преследует
Горячий сезон блокбастеров — а им по традиции является лето — в 2016-м стал для Голливуда одним из самых неудачных за последние годы. что это — временный спад или смена «кинопарадигмы»?
Этим летом на экраны вышло примерно столько же потенциальных хитов, что и в прошлом, но результат разочаровал. Аналитики The Wall Street Journal подсчитали: если 11 самых высокобюджетных фильмов собрали за лето 2015-го в среднем около 220 млн долларов, то 17 блокбастеров этого лета заработали 150 млн — разница очевидна. Звучит версия: аудитория просто устала от сиквелов и ремейков, которыми ее пичкали все последние годы.
Что правда, то правда: Голливуд сегодня фактически фабрика по производству сиквелов, приквелов, спин-оффов, ремейков и вообще по разработке франшиз. Достаточно взглянуть на список нынешних лидеров проката: «Первый мститель: Противостояние», занимающий первую строчку мирового рейтинга бокс-офиса от авторитетного ресурса Box Office Mojo,— это уже третий фильм по комиксам о Капитане Америке, «Книга джунглей» (3-е место рейтинга) — очередная экранизация одноименного произведения Киплинга, «В поисках Дори» (4-е место) — сиквел мультфильма «В поисках Немо», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (5-е место) сводит вместе популярных героев, фильмов о которых великое множество... Из списка выбивается несколько оригинальных сюжетов, но они не меняют общей картины — засилье всевозможных франшиз.
В ходу уже термин «франшизация» Голливуда. Если, скажем, в 1990-е, выходило по 2–3 продолжения популярного фильма, то сегодня их число стремится к бесконечности. Так, в следующем году планируется выход уже 8-й части «Форсажа», «Паранормальное явление» может похвастаться уже четырьмя продолжениями, а «Люди Икс» породили еще семь фильмов: на форумах в интернете весьма популярен вопрос, в какой последовательности их надо смотреть. Еще один тренд — объединение разных героев и вселенных. Так, Бэтмен сражается с Суперменом, а ковбои — с пришельцами. Думаете, это потому, что франшизы любят в США? Статистика утверждает обратное — успех таких фильмов, как «Ледниковый период – 4», показывает, что их лучше смотрели в мире, чем в Америке.
«В ходу уже термин „франшизация“ Голливуда. Если, скажем, в 1990-е выходило по два-три продолжения популярного фильма, то сегодня их число стремится к бесконечности»
Корни этой любви к франшизам не только в творчестве — кризис идей не все объясняет. Не менее важна экономическая сторона дела: студиям, к примеру, приходится покупать права на популярных персонажей, и, согласно договорам, они обязаны выпустить фильм за определенное время, иначе эти права вернутся к правообладателям. Никто не отменял и консерватизма зрителей, которые голосуют рублем или долларом за «киностабильность»...
— В конце концов, вы предлагаете то, что уже знакомо, потому что зрители, похоже, идут на то, что уже знакомо,— говорит Кит Саймантон, ответственный редактор крупнейшей западной базы данных кино Internet Movie Database в интервью The Telegraph.
Так почему же старые рецепты перестают работать в этом сезоне? Мария Мухина, главный редактор отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика», отмечает: сам летний сезон блокбастеров стал «размываться». Уже в 2015-м май и июнь были достаточно слабыми в плане сборов, в то время как в апреле вышли популярные «Мстители: Эра Альтрона» и «Форсаж 7». Ну а этим летом сразу несколько популярных франшиз дали сбой — число «неудач» практически сравнялось с числом «успехов».
— Это касается, например, «Ледникового периода – 5», который показал негативную динамику,— объясняет Мария Мухина «Огоньку».— О тенденции говорить пока рано, но очевидно: продолжение знаменитых франшиз уже не гарантирует, что все будет хорошо, к каждому конкретному проекту сейчас нужен отдельный подход.