После всего | Своими глазами
Крым без скидок
В Крыму начался высокий сезон. На деньги, которые удастся заработать в ближайшие два месяца, многие крымчане будут жить целый год. Поэтому сейчас они заняты — дерут
В аэропорту Симферополя предлагают зарядить телефон: «Стоимость зарядки за 1 минуту — 3 рубля,— написано на стойке.— Принимаются только бумажные купюры. Автомат сдачу не выдает». Александр Железняк, экс-руководитель отдела по развитию туристско-рекреационного потенциала Севастополя, глядя на эту картину, сетует: «Люблю Крым десять месяцев в году, но на два месяца летом он становится жлобским и ужасным. Стоянка у аэропорта Симферополя резко подорожала со 150 рублей до 300, цены на вина в аэропорту круглый год были адекватные, а тут поднялись процентов на 50. Апофеоз жлобства — этот автомат по зарядке мобильников с бодрым названием ”Зарядись по полной“... Умеют у нас настроить отдыхающих на нужную волну».
«Мучают людей за их же деньги!»
Основной турпоток по традиции здесь ожидается в июле — августе. В гурзуфском отеле «Чайка» почти все номера уже заняты. Но есть еще способы заработка — на террасе отеля администрация решает разместить что-то вроде вещевого рынка. Постояльцев никто об этом не предупреждает, поэтому все, чьи окна выходят на террасу, просыпаются утром под шум хлопотливого торга: «А эта кофта какого размера?», «Где можно примерить шорты?», «Ой, уступите хоть 50 рублей!». В «Чайке» и так с шумоизоляцией проблемы — ночью никто не уснет, пока не будет выключен последний телевизор, а тут еще и это! Но на ресепшене искренне не понимают претензий: «Людям ведь надо зарабатывать!»
— У крымчан есть только два месяца, чтобы заработать деньги,— объясняет Александр Железняк.— Вот и дерут с отдыхающих по полной, не задумываясь об уровне услуг. Психология простая: зачем вести конкурентную борьбу за клиента, если страна у нас большая, а загранпаспорта лишь у 15 процентов граждан? Все равно кто-нибудь да приедет: не вы, так другой. У нас туриста воспринимают как жертву. А какие права у жертвы? Она только должна отдавать деньги.
В ялтинском 5-звездочном отеле «Вилла Елена» почти все номера — от 30 до 200 тысяч в сутки — до конца лета тоже забронированы. Но даже постояльцы, способные выложить за отдых такие деньги, жалуются на «дорогой ресторан» в отеле: «Бешеные цены за морепродукты, которые не умеют готовить!», «150 миллилитров ”Кьянти“ не могут стоить, как ящик вина!» и на то, что доставка в номер обойдется в 600 рублей, даже если заказываешь чай за 230. О шумоизоляции и в этом шикарном отеле, похоже, не задумывались, чувствительные клиенты не скрывают своего раздражения: «Стены тонкие, слышно соседей, выспаться сложно», «С пяти утра под окнами орут желающие попасть в военкомат, что находится по соседству. Отель отвратительный — мучают людей за их же деньги!»
При этом цены в крымских отелях в среднем выросли на 15 процентов, а кое-где в начале лета их на всякий случай подняли на 30–40 процентов. Александр Железняк считает, что до добра это не доведет: «В туризме больше всего ценится вторая продажа. Это в первый раз вы можете впарить что угодно, но вернется ли клиент снова? Мне кажется, российский турист, привыкший к турецко-египетскому сервису, будет разочарован тем, что он увидит в Крыму. Это сейчас к нам едут на волне патриотизма и запрета Турции с Египтом, но через год-два, вполне вероятно, будет серьезный отток». Об этом говорит и генеральный директор московской компании Level. Travel Дмитрий Малютин: «Высокие цены и плохой сервис — основные причины, которые отталкивают туристов от Крыма. По итогам прошлого сезона у нас появлялись негативные отзывы от отдыхающих. И совершенно очевидно, что многие из тех, кто съездил на полуостров в прошлом году, в этом сезоне выберут другое направление, например Сочи, где уровень сервиса значительно лучше... Для тех, кто не знает, сегодня уровень сервиса в Крыму — это некая загадка, туриста надо готовить к этому».
Местные жители, работающие в сфере туризма, и сами охотно признают, что с ценами у них полный порядок, а вот с сервисом «не очень». Но что с этим делать — не знают. Некоторые даже предполагают, что это генетическое и тут уже ничего не поделаешь. Не зря, мол, еще в конце XIX века известный журналист Дедлов писал: «Я решительно отказываюсь понять, что заставляет ялтинцев так грабить приезжих? В карты ли они ежедневно проигрываются, или пропивают деньги, или бросают их в море, или у всех у них какие-нибудь разорительные тайные связи?.. Во время сезона цены прямо ошеломляют своей неслыханной, можно сказать, дерзостью. Ялтинцы сами сознают, что это к добру не приведет, но не могут совладать с собственной жадностью».