Культура | Юбилей
С таким не поссориться
15 июня исполняется 80 лет актеру Михаилу Державину. Александр Ширвиндт По просьбе «Огонька» размышляет о своем друге и многолетнем партнере, а также об уникальной среде, из которой вышел знаменитый эстрадный дуэт
Так получилось, что мы общаемся уже 70 лет. Мы с Державиным начали шутить, когда большинство, скажем, читателей «Огонька» еще не родились. Почему вы столько лет вместе, как вам это удалось, как это возможно?.. Все об этом спрашивают.
Это, наверное, в первую очередь какая-то идентичность мироощущения. Вот она, наверное, и дает возможность и вдохновение для того, чтобы что-то делать вместе.
Отец Державина, Михаил Степанович, был одним из ведущих актеров Вахтанговского театра. Они жили в доме, специально построенном в 1937 году для артистов театра; в этих квартирах на 30 квадратных метрах собирались уникальные люди. Актеры, режиссеры, музыканты. За пианино сидел сам Рихтер… Это все были большие друзья наших родителей, а потом и наши. В этом доме выросло несколько поколений «вахтанговских детей». Там была традиция устраивать для детей представления, елки, шарады. Там мы и познакомились, будучи детьми, на квартире у великого чтеца Дмитрия Журавлева…
В том советском мире, где все было ясно, все расставлено по местам и понятно, что это навсегда, существовали такие оазисы, гейзеры внутреннего свободомыслия. Мы все тогда стремились жить в своем мире.
Позже эти оазисы свободомыслия уже существовали в рамках домов культуры. Дом актера, Дом архитектора, где совершено официально советские «органы» давали возможность интеллигенции «выпускать пар». Когда в СССР приезжали какие-то симпатизирующие левые и говорили: «А у вас тут застенки», им отвечали: «Вы что, с ума сошли?.. Зайдите туда. Зайдите сюда… Вот смотрите, сколько у нас можно всего». В этом Доме актера ночью, такие как мы, собирались, шутили, острили, несли бог знает что — по тем временам. Это было время замечательных команд единомышленников. Михаил Козаков, Андрей