Офис, чтобы можно было следить за деньгами: зачем от Google, Apple, Telegram и других требуют «приземлиться» в России
Властям будет проще давить на компании с российским офисом, а отказ грозит им наказанием вплоть до блокировки.
22 ноября Роскомнадзор опубликовал список международных ИТ-компаний, которые обязаны открыть представительства в России по закону о «приземлении». В нём 13 участников, в том числе Google, Apple, Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), Telegram и Twitter.
Кроме открытия представительства компании должны:
- Разместить форму обратной связи с российскими пользователями.
- Зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора.
- Установить на сайте счётчик посещаемости.
- Удалять информацию, нарушающую российское законодательство.
Сами компании публично почти не комментировали включение в список Роскомнадзора.
Чего добиваются власти
Созданные в России структуры должны рассматривать обращения россиян и российских организаций, исполнять решения судов и госорганов и удалять запрещённый контент, говорится в законе.
У некоторых компаний, например Google и Apple, уже есть российские юрлица. Но ООО «Гугл» и ООО «Эппл рус» официально свои материнские компании не представляют, заявлял один из авторов законопроекта Антон Горелкин: «Сейчас нет реальной картины структуры бизнеса иностранных ИТ-компаний в России, их денежные потоки непрозрачны».
О том, что «приземление» в том числе свидетельствует о планах государства следить за денежными потоками компаний, говорит и Ксения Болецкая, директор по взаимодействию с индустрией медиасервисов «Яндекса». ФНС добивается, чтобы весь бысторастущий интернет-бизнес платил налоги с доходов, полученных на местных пользователях.