Безумный Мадс: почему всем нравится Миккельсен — главный датский актер Голливуда
Массового зрителя он одурманил в сериале «Ганнибал», а Голливуд — окончательно — в самом пьянящем фильме 2021 года «Еще по одной», получившем «Оскар» как лучшая иностранная картина. На деле блистать он начал еще в 1996 году с легкой руки Николаса Виндинга Рефна в трилогии «Дилер», «Истекающий кровью» и «Дилер 2». По просьбе Esquire Татьяна Алешичева описывает жизнь актера (которому, кстати, 22 ноября исполнилось 56 лет) между Данией и Голливудом.
Мадс Миккельсен сейчас самый знаменитый датчанин в мировом кино, если учесть, что Ларс фон Триер затих и давно не эпатирует публику, а Вигго Мортенсен снимается все реже и совсем не появляется в крупных студийных франшизах. В голливудском послужном списке Миккельсена таких франшиз уже три. С бондианы началось его восхождение к высшей иерархии Голливуда. Во вселенной «Марвел» он появился в роли колдуна Кецилия, который противостоит Доктору Стрэнджу, а в спин-оффе «Звездных войн» сыграл того парня, который создал «Звезду Смерти».
За такую фильмографию иной актер продал бы душу. Но у этой медали, как водится, есть и оборотная сторона. Миккельсен (кстати, по-датски его имя произносится «Мэс») прекрасно отдает себе отчет, что Голливуд использует лишь одну его актерскую ипостась — патентованного злодея, и до сих пор убежден, что своей прорывной ролью Ле Шиффра в «Казино «Рояль» (2006) обязан «смешному скандинавскому акценту». Миккельсен любит подшучивать над тем, что образ сурового скандинава в Голливуде является экзотикой. Однажды в забавном интервью для платформы «Нетфликс» на пару со шведским режиссером Йонасом Окерлундом он отвечал на вопросы анкеты «На сколько процентов вы нордический?». Этот опрос прошелся по всем стереотипам о суровых потомках викингов: «Вы пьете одним глотком или чавкаете и потягиваете напиток?», «Снимаете ли вы обувь дома?», «Толкаетесь ли вы в очереди?», «Снимаете ли вы одежду, когда идете в сауну?» «Что такое маленькая пятница?» — «Это обычай выпивать уже в четверг, приближая тем самым конец недели!» — простодушно отвечает Мадс. Образ сурового скандинава ему на руку, и злодей на голливудчине из него получился выдающийся. Но на родине, где он работал почти со всеми лучшими режиссерами, он играет совсем другие роли — сложные, драматические, гротескные и проникнутые черным юмором.
Первой такой ролью для него стал мелкий уголовник Тони в «Дилере» (1996) Николаса Виндинга Рефна. Этот здоровенный детина с бритым затылком, на котором красуется татуировка RESPECT, — неуклюжий и совсем нестрашный, хоть и крутится в криминальной среде, прислуживая своему другу Франку. Вместе они мечутся по Копенгагену, на ходу безбожно привирая друг другу о своих сексуальных победах и пытаясь заработать продажей наркотиков. Этот скользкий «бизнес» не приносит обоим ничего, кроме неприятностей, — когда Франк узнает, что Тони замели в полицию и он дал показания, то страшно избивает бывшего товарища. «Это был настоящий рок-н-ролл», — говорил Мадс о той первой съемке у Рефна. Небольшая, но заметная роль принесла Миккельсену первый успех в Дании, и случилось это довольно поздно по актерским меркам: на тот момент ему был уже 31 год.