Одна из «Девочек»: как Лина Данэм изменила женские образы на экране и пережила хейт
13 мая свой день рождения отмечает Лина Данэм — создательница культового сериала «Девочки». В 2010-х она радикально изменила репрезентацию женщин на экране и показала 20-летних девушек максимально живыми и настоящими. А затем откровенно писала о жизни с ментальным заболеванием и болезнями репродуктивной системы. Forbes Woman рассказывает, как Данэм борется со стереотипами, не боясь делать ошибки.
Богемное детство с ОКР
Мать Лины Данэм прославилась благодаря автопортретам ню, когда ей было слегка за 20. Отец писал карикатурные картины, изображавшие обнаженных женщин крупным планом. Лина, с юных лет приобщенная родителями к современному искусству, росла среди «очень специфических либеральных провокаторов», которые научили ее мыслить радикально, за что сейчас ей периодически приходится извиняться.
Мать с отцом души не чаяли в Лине и научили ее целиком и полностью принимать собственную индивидуальность. Данэм взрослела, будучи уверенной в том, что она прекрасна, пока не столкнулась с бодишеймингом после выхода первого сезона сериала «Девочки» (2012). Сама она уверена, что каждый человек с рождения считает себя красивым, пока в какой-то момент родитель, мальчик или реклама не сообщает ему обратное: «С некоторыми из нас это происходит очень рано. Со мной, выросшей в феминистской семье, это произошло немного позже. Я не знала о том, что я «неправильно сформирована», пока публика меня не просветила. Вся эта обратная связь в интернете способствовала формированию моей личности. И я перестала быть человеком, который мне нравился».
Но даже в такой принимающей семье детство оказалось омрачено обсессивно-компульсивным расстройством. В девятилетнем возрасте Данэм постоянно испытывала чувство тревоги без причины, засыпала только в присутствии матери и страдала внезапными перепадами настроения. Родители регулярно водили беспокойную Лину к детским психотерапевтам, но ОКР девочке диагностировали только два года спустя. Уже будучи взрослой и известной, Данэм, которую часто обвиняли в том, что она «слишком привилегированная и слишком самовлюбленная», определяла себя как человека, который борется с психическими расстройствами. «Иногда, если вы слишком долго сидите на препарате Ambien (седативно-гипнотическое средство короткого действия, которое в США назначают для лечения бессонницы. — Forbes Woman), у вас возникают галлюцинации. Я, например, говорила родителям безумные вещи вроде: «Я корзина с апельсинами, которую бросают через стену!». … Мы с моими родителями до сих пор удивляемся тому факту, что я хоть в какой-то степени работоспособна», — делилась Данэм.
После школы Данэм поступила в Оберлинский колледж, где осваивала сценарное мастерство, которое вскоре пригодилось ей во время работы над первым фильмом. Но прежде чем «выпросить и занять» денег на дебютную картину, она работала в магазине детской одежды и присматривала за чужими детьми, а затем совмещала обязанности няни со съемками.
В 2010 году амбициозная Лина представила свой первый в жизни инди-проект в жанре мамблкор. Комедийная драма «Крошечная мебель» рассказывала историю выпускницы колледжа Ауры (ее сыграла сама Данэм), которая вернулась в отчий дом и пыталась понять, чего она хочет от жизни. Данэм, как писали приятно удивленные ее дебютом критики, создала остроумный портрет разочарованных и сложных 20-летних женщин, которые подозревают, что могут быть кем угодно, но чувствуют себя никем.
Снятую за скромный бюджет ($25 000) и на непрофессиональную камеру «Крошечную мебель» можно назвать своеобразным семейным кино, ведь в нем, помимо самой Данэм, снялась ее младшая сестра и мать. Камерное драмеди о миллениалах, взрослевших в эпоху соцсетей, получило премию «Независимый дух» за лучший дебютный сценарий и покорило сердце стендап-комика, режиссера и продюсера Джадда Апатоу. Потрясенный, он отправил Данэм электронное письмо, которое она поначалу сочла шуткой: «Если вы когда-нибудь захотите, чтобы кто-то дал вам много денег и все испортил, тогда мы должны поговорить».
Феномен «Девочек»
Сценарий комедийно-драматического сериала «Девочки», посвященного жизни четырех 20-летних подруг, Данэм продала телеканалу HBO в 2011 году. Едва ли восходящая звезда американского независимого кино могла предположить, что прогрессивная альтернатива «Сексу в большом городе» станет по-настоящему революционным шоу про молодых женщин. «Девочки» разрушали миф об идеальной жительнице Нью-Йорка с головокружительной карьерой и внешностью супермодели, и в этом заключалась их привлекательность для широкой аудитории. Сама Лина считает, что сериал обращается к части населения, проигнорированной другими успешными шоу телеканала HBO: «Сплетница» поведала нам о подростках, сражавшихся за популярность на Верхнем Ист-Сайде, а «Секс в большом городе» — о женщинах, которые ранее разобрались с работой и друзьями и теперь хотят совместить романтику и семейную жизнь. Между двумя проектами образовалась «дыра», но эта проблема на самом деле не рассматривалась.
В «Девочках» 25-летняя Лина видела возможность для честного диалога со своим поколением. Она представила зрителям странных, запутавшихся в себе 20-летних героинь с кучей проблем и полным непониманием, чего вообще ждать от жизни.
С себя Лина во многом списала начинающую писательницу Ханну Хорват, которая пыталась выжить в Нью-Йорке, преодолевая трудности (вроде финансовой сепарации от родителей) и часто ошибаясь. Неуклюжая и тревожная героиня Данэм не соответствовала представлениям о молодых женщинах, которые тогда транслировали глянцевые медиа и мейнстримное кино, — там молодых девушек изображали энергичными, уверенными в себе, роковыми и худыми. Ханна не стеснялась своего тела, не сидела на диетах и часто раздевалась в кадре. А еще была вынуждена справляться с навязчивыми мыслями и паническими приступами.