Владимир Владимирцев: Во всем мире камни делят на цветные и бриллианты, но не в России
В чем тонкости русской огранки, как сочетать творчество и законы физики и почему не стоит опираться на мнение астрологов при покупке камней — в рамках проекта «Индустрия» «Снобу» рассказал Владимир Владимирцев, основатель ювелирной компании InterGems
InterGems существует на ювелирном рынке больше четверти века. Сперва как совместное российско-чешское предприятие (с 1996 года), потом как полностью российская компания. Она не перепродает ограненные камни, но создает свои огранки высокого качества, после чего камни InterGems используют многие российские и зарубежные производители.
Владимир, существует традиционное деление камней на драгоценные и полудрагоценные. Оно справедливо?
Во всем мире камни делят на цветные и бриллианты. Но не в России. У нас со времен Советского Союза сохраняется деление на драгоценные, полудрагоценные и поделочные (или недрагоценные). В СССР были жесткие правила, что считать драгоценным камнем. К ним относили бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и морской некультивированный жемчуг. Согласно нашему законодательству, работа с этой категорией камней требует особого учета и спецконтроля со стороны государства, что весьма усложняет работу с ними, например, индивидуальным предпринимателям. С полудрагоценными — мы их называем цветными — все значительно проще. И куда интереснее.
В чем принципиальное отличие огранок бриллиантов и цветных камней?
Более 70% бриллиантов гранят стандартной бриллиантовой огранкой на 57 граней. Для цветных камней огранка устроена много сложнее. Дело в том, что бриллиант обладает очень высокими оптическими характеристиками, в частности показателем преломления. У цветных камней — турмалинов, бериллов, гранатов — оптические показатели сильно отличаются, причем в меньшую сторону, поэтому нам приходится работать в относительно узком диапазоне и постоянно придумывать, как заставить камень сверкать. Использовать стандартные бриллиантовые углы нельзя, необходимо подбирать огранку в соответствии с оптическими особенностями каждого минерала. Цветным камням необходимо больше граней и другие пропорции. Чтобы гранить цветные камни, специалисту по огранке бриллиантов надо переучиваться. Обратное тоже верно. Однако после цветных переключаться на бриллианты никто не хочет. Это просто скучно!
Но огранка бриллиантов исторически все-таки появилась раньше?
Если в контексте огранки в России, то да; если в контексте огранки вообще, как вида деятельности, то с алмазами научились справляться позже остальных ювелирных камней, они все-таки самые твердые. Истоки современной российской огранки — в огранке бриллиантов, точно так же, как и все возможные формы камней отталкиваются от бриллиантов. Тут надо внести ясность. Форма — это силуэт камня при виде сверху: капля, круг, овал, багет, маркиза, кушон. Огранка — это тип граней: ступенчатая или клиньевая.
В случае самоцветов верхняя часть камня (корона) часто похожа на бриллиант, а снизу выстраивается специальная геометрия граней, комбинация клиньев и ступеней — и чтобы цвет не пропал, и чтобы максимально раскрыть игру камня. Кроме плоских граней мы умеем делать и вогнутые — так называемые конкейвы — и получаем необычные авторские экземпляры.
Что в огранке главное: сохранить вес, придать форму или подчеркнуть сияние?
Тут каждый решает сам для себя. От этого и получаются разные направления, или, если хотите, «школы» огранки. Есть азиатская огранка, и худший ее представитель — огранка индийская. В ней главная задача — сохранить вес, так как все камни продают за карат: чем крупнее камень, тем больше он принесет денег. Большая часть азиатских дилеров видят в этом прежде всего наживу и стремятся вытянуть максимальный вес, на полировку и геометрию граней внимания вообще не обращают. Есть классическая европейская огранка, прежде всего немецкая, родом из города Идар-Оберштайн. Тут главная задача — показать цвет камня, поэтому мастера хорошо выстраивают геометрию граней, формируют рисунок камня, но игре и блеску они не уделяют такого большого внимания.