Фёдор Палицын: судьба генштабиста
100 лет назад на берлинском кладбище Тегель, где в 1920–1930-е годы обрели покой многие русские эмигранты, был скромно похоронен генерал, занимавший в начале века важное и достойное место в военной элите. К его могиле вполне можно возложить венок с краткой надписью на ленте: «Современниками и потомками недооценён».
Начало карьеры Фёдор Фёдорович Палицын родился 28 октября [9 ноября н. ст.] 1851 года в древнем Юрьеве (ныне Тарту Эстонской Республики) и происходил из потомственных дворян Лифляндской губернии. Окончив Орловскую Бахтина военную гимназию, вступил в 1868 году в службу, которая началась в эпоху великих реформ Александра II. Жизнь и профессиональная деятельность Палицына тесно связаны с Санкт-Петербургом и находились под влиянием уникальной столичной субкультуры. Её корпоративными носителями, как правило, становились офицеры войск гвардии и службы Генерального штаба.
В 1870 году Палицын окончил 1-е военное Павловское училище и вышел в кадры армейской пехоты в чине подпоручика, но с прикомандированием к лейбгвардии Царскосельскому стрелковому батальону (с 1871-го — лейбгвардии 2-й стрелковый батальон) и с переименованием в гвардейские прапорщики. В 1877 году в чине гвардейского штабс-капитана Фёдор Фёдорович по I разряду окончил Николаевскую академию Генерального штаба, с переименованием в капитаны-генштабисты: несомненный карьерный успех для молодого обер-офицера на 26-м году жизни, открывавший вход в элиту. «Какую бы глупость ты не сморозил, теперь она будет называться точкой зрения», — шутили господа офицеры, чей мундир украшал престижный значок выпускника академии.
Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов мы видим Палицына бесстрашным офицером для поручений при штабе III армейского корпуса и старшим адъютантом штаба 1-й гренадерской дивизии. За боевые отличия на Кавказе — в боях под Ягнами, Субботаном, Авлиаром и Карсом — Фёдор Фёдорович был награждён тремя орденами, а затем служил на различных ответственных должностях. Первый генеральский чин воспитанник Павловского училища получил в 1894 году, и его жизненные перспективы в тот момент выглядели весьма привлекательно.
В поисках реформ
В Петербургском военном округе Палицын стал близким сотрудником великого князя Николая Николаевича (младшего), назначенного в 1895 году генерал-инспектором кавалерии. Всевидящее Око, как почтительно называли современники великого князя, уделял много внимания реорганизации русской конницы и опирался на разностороннюю помощь своего начальника штаба в лице Фёдора Фёдоровича. В числе его заслуг — издание обновлённого кавалерийского устава в 1896 году, изменение способов и правил пополнения войск конским составом, формирование шести кавалерийских полков, практическое руководство полевыми поездками офицеров-кавалеристов.
В кругах ревнителей научных знаний снискали известность публикации Палицына на страницах «Русского Инвалида», «Военного Сборника», «Энциклопедии военных и морских наук» и других изданий. Будучи с 1901 года в чине Генерального штаба генерал-лейтенанта, Фёдор Фёдорович находил время и для других изысканий. Его перу, например, принадлежит серьёзное описание Русско-японской войны. Среди столичных адресов заслуженного генштабиста — Благовещенская площадь, 6 (1901–1905), Дворцовая площадь, 10 (1906–1909), Надеждинская улица, 48 (1910–1913). Сегодня по какому-то из них вполне может быть установлена памятная доска.