О чем и как правильно разговаривать с детьми
В прошлый понедельник психолог Катерина Мурашова рассказывала, как и почему складывались разговоры родителей с детьми в относительно недавнем прошлом и на каком этапе мы находимся сейчас. А на этот раз делится конкретными советами, как правильно разговаривать с детьми, чтобы это было не только интересно, но и полезно
Если у кого-то после прошлого поста возникло ощущение, что я, будучи уже сильно немолодым человеком, ностальгически тоскую по временам, когда родители с детьми не разговаривали практически совсем (и не имели никаких связанных с этим проблем), и предлагаю к тем временам теперь вернуться, спешу вас уверить: это впечатление совершенно ошибочно.
Фарш назад не проворачивается и не проворачивался никогда, и значит, единственное, что нам остается, — это идти вперед из той точки, в которой мы на данный момент оказались.
С детьми разговаривать нужно! Сейчас в этом искренне убежден практически каждый первый родитель и почти все специалисты, так или иначе связанные с детьми и детством.
Но как же конкретно это делать, чтобы соблюдалась гиппократовская максима «Не навреди!» и чтобы не получить когда-нибудь потом «изнемогающего» родителя и «обиженного и непонятого» подростка?
Изложу свои предложения по этому вопросу. Начнем с совсем маленьких детей. Их ведущая деятельность, помимо игровой, — это удивление миру. Помните, как маленький ребенок восторженно кричит, указывая пальчиком:
— О, мама, мотри, бабака! Гав-гав!
— О, какая машина! Смотри, смотри, как она может!
— О, море! Море! Вон там оно видно!
Аристотель писал, что удивление и любопытство к миру — главное свойство настоящего философа. В этом смысле настоящим философом является практически любой маленький ребенок. Все, что нужно родителям на этом этапе, — пойти вслед за ребенком и удивляться, и вслух говорить об этом. Берете от него свеженькое, еще не потраченное удивление и любопытство к миру, а от себя, взрослого и уже слегка скучноватого, — умение внятно говорить и формулировать. Обогащаете друг друга. Все вместе получается очень неплохой разговор по душам.
— Вот что меня сегодня удивило… — говорит родитель и внятно и коротко излагает.
— О! Здорово! -— отвечает ребенок и имитирует: — А вот что удивило меня … — и излагает с возможной для себя искусностью и креативом.
Точно так же можно работать и с «вот что меня сегодня обрадовало», «вот что сегодня показалось мне интересным».
Постепенно у всех участников процесса вырабатывается прекрасный условный рефлекс. Ребенок привыкает смотреть на мир под определенным (радостно-креативным) углом и, сначала чтобы поддержать родителя, а потом и для собственных целей, тренирует свою наблюдательность. Хорошо быть человеком, которого каждый день что-то удивляет, радует и интересует. В полностью сформированном и развитом виде это выглядит так: