«Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике»

Записала Елена Редреева

Фото: П. Робби/архив О. Смирновой

«Часто пели в переходах — я, Николаева, Лабутина, Пересильд и Ноздрина. Квинтет из нас получился что надо: какой-то мужчина нам даже кинул сто долларов — огромные деньги для нас, голодных студенток. Как мы гуляли тогда!

А одно время мы с Николаевой стали промоутерами сигарет. Нас хватило ненадолго, сдались в первый же день: «Да ну это все! Мы выше этого, не пойдем больше сигареты продавать!»

Полгода я прожила под эгидой роли эскортницы из «Жизни по вызову». Замеченная во мне Сариком Андреасяном темная энергия, сладкая и манкая, хорошо легла на естественную природу, и мужчины это сразу почувствовали. Меня стали атаковать: писали в соцсетях, звонили, найдя где-то мой номер, предлагали любые деньги за встречу с продолжением и тысячу долларов — за нижнее белье. Мне говорили: «Дура, давно бы себе квартиру купила». Но я до сих пор живу в съемной.

Сейчас такое время, когда все быстро меняется, один сериал выходит за другим. Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие. Ситуация, когда не утверждают, все равно будет. Другой вопрос — как это принять без зависти и обиды. Тут же вот какой парадокс: если ты неустойчивый, то нечего тебе делать в этой профессии. Но и без сильно расшатанной психики — тоже нечего. Вот и лавируешь в этих состояниях. В театральных к такому не готовят — учит жизнь.

За кулисами спектакля Александра Пепеляева «Нарушители беспорядков», 1998 год. Фото: из архива О. Смирновой

1983 год, октябрь. В обычной свердловской семье школьной учительницы и водителя появилась на свет долгожданная дочь — я. Папа, как меня увидел, сказал:

— Будет Женька, Евгения.

Но бабушка Аня, папина мама, была решительно против. Женями у нас во дворе называли толстые попы. Дразнили: «Посмотри, какую Женю отъел».

— Ну какая Женя? Она же вылитая Олечка! — сказала бабушка. И на этом было решено: Ольга Игоревна — звучит!

В большой четырехкомнатной квартире мы жили вшестером. Я с братом, мама с папой и бабушка с дедушкой — родители отца. Часто бывает, что свекровь и невестка не сходятся. Но у мамы с бабушкой были идеальные отношения — они любили друг друга так, как могут только мать и дочь. А вот со свекром не заладилось. В отличие от мудрой бабушки, которая никогда не лезла ни к сыну, ни к его жене, деду постоянно все было не так. В Свердловске он был не последним человеком — работал в местном обкоме при правительстве и был водителем разных чиновников. Одно время даже Ельцина возил, когда тот у нас в Свердловске руководил.

Дома дед любил командовать. И ни разу я не видела, чтобы бабушка дала ему отпор. Она была очень терпеливой и все переваривала в себе. Я росла, думая, что так и надо: мудрые женщины — а бабушку я всегда считала именно такой — не спорят. Только повзрослев, стала понимать, что какие-то вещи по отношению к себе терпеть нельзя.

Ольга Смирнова в спектакле «Приключения Буратино», Свердловский театр музыкальной комедии, 1991 год. Фото: из архива О. Смирновой

Но это потом. А пока мне два года. Мы разъехались с дедом. Бабушке удалось уговорить его разменять квартиру на две. Одна была в том же доме, другая, поменьше, — в соседнем районе. Мама вплотную занялась моим образованием. Как истинный педагог, она считала, что ребенка надо развивать с самого раннего возраста, особенно физически. Поэтому отдала меня на бальные танцы — их преподавала мамина близкая подруга, у которой тоже была дочка, моя ровесница. С Таней, впоследствии ставшей моей лучшей подругой, мы так вместе и протанцевали все детство. Выступления, конкурсы, фестивали... У меня были красивые платья, сшитые на заказ. Одно — красное с нашитым белым гипюром, другое — серебристое с черными вставками, напоминающими лепестки. Папа тогда перестал таксовать и начал перегонять машины из-за границы — мы жили небедно.

Правду говорят, что жизненную опору девочке дает отец. Папа любил меня беспрекословно. Помню, однажды воскресным утром мы сидели перед телевизором, шла «Утренняя звезда». Тут папа и говорит: «Вот Ольга наша тоже будет звездой!» Как будто пазлик заложил.

В шесть лет меня отдали в детскую студию при Театре музыкальной комедии. В спектакле «Приключения Буратино» мы были то паучками, то лягушками. Потом, когда повзрослели, нам доверили роли кукол Карабаса Барабаса. Моя театральная карьера, развивавшаяся параллельно с танцами, шла в гору. Вот только школа как-то не вписывалась — учиться мне было сложно, я сильно отставала. Видя это, родители посчитали, что нужно от чего-то отказаться. И предоставили мне выбор: бальные танцы или театр.

— Ухожу из танцев! — даже не думая, заявила я. Не знаю, кто к этому моему решению больше причастен: мой партнер по танцам Женька, которому, я чувствовала, очень нравлюсь по-женски, или папа.

— Хорошо. Вот займешь первое место на бальных танцах, тогда спокойно уйдешь, — сказал он.

Это был вызов. Я его приняла танцуючи и стала первой.

«Молодец! Теперь можешь делать как хочешь!» — похвалил папа.

Сжимая медаль, я была на седьмом небе от счастья. Но не от награды — от того, что папа не стал поступать, как многие взрослые, и уговор наш не нарушил.

С мамой Юлией, 2006 год. Фото: из архива О. Смирновой; А. Никишин

Я часто его вспоминаю. Особенно теперь, когда сама села за руль. Спустя 40 лет наконец получила права. Честно, никогда не представляла себя в этой роли — заставили операторы, которым надоело заказывать для моих съемок краны и платформу: «Оль, ну научись уже водить! Столько бабла уходит!»

Я сдалась. Помню, в автошколе мы разбирали какую-то ситуацию при объезде. И вдруг у меня ком в горле встал — я поняла, отчего никогда не хотела садиться за руль.

Мне десять лет. Мы с мамой сидим на кухне и ждем папу. Он гнал очередную машину из-за границы и должен был уже вернуться. Но прошло трое суток, а вестей от него никаких. Телефона, чтобы вот так позвонить, тогда еще не было. Мама начала предчувствовать беду. Звонок в дверь. Открываем — на пороге несколько мужчин. Они заходят в нашу маленькую квартирку и молча встают, опустив головы. И эта минута тишины, кажется, длится вечно. Мама плачет. А я убегаю в свою комнату, зарываюсь лицом в подушку и тоже рыдаю. Мне так страшно, что кружится голова. Мой уютный детский мир рушился, выбивая почву из-под ног.

Папа разбился где-то под Красноуфимском.

Был период, когда я всматривалась в проезжающие машины — вдруг папа сейчас откуда-нибудь появится и все это окажется чьей-то дурацкой и злой шуткой. Но он не появлялся. А потом и я перестала ждать. Только это оказалось вовсе не принятием. Когда мы с психологом прорабатывали детские травмы, всплыла сильнейшая обида — «Бросил меня!». Дальше я росла, не чувствуя мужской отцовской защиты. После похорон папины друзья скинулись и оплатили мне и брату поездку в Чехию. Нас была небольшая группа детей, собранных по всему Екатеринбургу, в том числе моя подруга-одноклассница Маша, с которой дружим и сейчас, — человек десять. Ехали через Москву. Тогда я впервые увидела Красную площадь. «Вот это масштаб!» — подумала. Тогда и представить не могла, что однажды буду здесь жить.
Поездка в Чехию не принесла того утешительного эффекта, на который рассчитывали взрослые, а лишь отсрочила горевание. У меня начались проблемы со здоровьем. Однажды проснулась ночью от ощущения чего-то неприятного и липкого под щекой. Мама включила свет и побелела — вся моя подушка была в крови, а из носа текли две красные струйки. И так было не раз. Мне проверяли голову, делали УЗИ шеи, водили на массажи, но это почти не помогало. «Никаких физических нагрузок. И с театральной, и с танцевальной деятельностью надо завязывать», — настаивали врачи.

Ольга Смирнова с дочкой Василисой, 2011 год. Фото: архив О. Смирновой

Я ушла из театра и целый год ничего не делала. А в «Утренней звезде» танцевали ребята из группы «Киплинг». Двое девчонок и двое парней из нашего Екатеринбурга, одетые в костюмы арлекинов, прогремели со своим необычным танцевальным номером. Вернувшись знаменитыми, они решили набрать себе учеников. Моя подружка Лена об этом узнала и давай меня уговаривать: «Оля, там преподаватели — сами «киплинги», пойдем?»

И мы пошли. Школа современного танца при Екатеринбургском центре современного искусства, которой руководил Лев Владимирович Шульман, оказалась серьезной — мы стали изучать все стили, которые только существуют. Педагоги приезжали к нам со всего света. Мы ставили спектакли и вместе с ними ездили выступать в Англию, Германию, Данию, Швецию, Нидерланды... Пол-Европы объездили.

С гастролей я всегда возвращалась с обновками. У нас с девчонками была идея фикс — хорошо одеваться. После смерти папы денег у нас в семье было в обрез, но мама все время где-то выискивала какие-то доллары, чтобы дать с собой. Из поездок мы везли все: сумки, кофты, брюки... Помню, тогда в Европе только вошли в моду джинсы с коротенькой юбочкой — я купила их и была самой крутой в Екатеринбурге!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе» Любовь Константинова: «Меня сопровождает стойкое убеждение: все будет по судьбе»

Всегда впускаю историю каждой своей героини максимально глубоко, под кожу

Коллекция. Караван историй
Почему нам нравятся истории о привидениях Почему нам нравятся истории о привидениях

Почему людей привлекают страшные истории?

ТехИнсайдер
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Тонко. Ажурно. Ювелирно Тонко. Ажурно. Ювелирно

Финифть — легендарное искусство родом из Ростова Великого

КАНТРИ Русская азбука
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Гаджеты на колесах Гаджеты на колесах

Во сколько обходятся россиянам автомобильные инновации

Деньги
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
В гармонии с природой В гармонии с природой

Загородный дом в экостиле с элементами неоклассики

SALON-Interior
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Из истории британской  Московской  компании Из истории британской  Московской  компании

В середине XVI века Ричард Ченслор открыл новый торговый путь

Наука и техника
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
Витаминный десант Витаминный десант

Самые важные витамины и минералы для женщин, которые помогают не болеть

Лиза
Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать Психоанализ и кино. Как кинематограф заставляет внутренних демонов работать

Киновед Вячеслав Корнев — о психоанализе и коллективных неврозах в кино

СНОБ
5 распространенных ошибок при считывании языка тела 5 распространенных ошибок при считывании языка тела

Пять распространенных ошибок, связанных с чтением языка тела других людей

Psychologies
Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века Как 20 лет назад фильм «Пила» положил начало одной из главных хоррор-франшиз ХХI века

Кинокритик разбирается в феномене «Пилы» и ее роли в массовой культуре

Forbes
Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют» Актриса Ирина Темичева: «Самая большая глупость, что я слышала, это то, что все мужчины изменяют»

Актриса Ирина Темичева раскрывает секрет долгих и счастливых отношений

Maxim
Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться Осенняя уборка! Вещи, от которых нужно избавиться

Какие вещи стоит регулярно выбрасывать из дома?

VOICE
Вадим Тишин Вадим Тишин

Художник Вадим Тишин открывает невидимые миры и носит в сердце незабудку

Собака.ru
Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация» Игорь Бутман: «Вся наша жизнь – это импровизация»

Игорь Бутман о планах на будущее и любви к импровизации

Grazia
Фирма веники вяжет Фирма веники вяжет

Вяжем веники в Суздале — центре притяжения адептов русской бани

КАНТРИ Русская азбука
Елена Образцова. Непобедимая Елена Образцова. Непобедимая

«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историй
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов Пираты XXI века: как устроен рынок книжного самиздата и нелегальных переводов

Литературный обозреватель разбирается, как устроен рынок современного самиздата

Forbes
Страшное слово ОАС Страшное слово ОАС

Аббревиатура ОАС в начале 1960-х наводила ужас на всю Францию

Дилетант
Почему произошло извержение вулкана Хунга-Тонга в 2022 году Почему произошло извержение вулкана Хунга-Тонга в 2022 году

Что послужило причиной крупнейшего извержения вулкана в 2022 году?

ТехИнсайдер
Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике Жизнь в Полумире: роман о девочке, которая родилась в психиатрической клинике

Отрывок из романа Виолы Ардоне «Великое чудо любви»

Forbes
«Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун «Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун

Как фильм «Его три дочери» переосмысляет тему сестринства

Forbes
Ростов Великий Ростов Великий

Ростов Великий и его главные богатства

КАНТРИ Русская азбука
Дожди еще впереди: как выбрать качественный зонт, который не подведет в плохую погоду Дожди еще впереди: как выбрать качественный зонт, который не подведет в плохую погоду

На какие факторы нужно обращать внимание при покупке зонта

ТехИнсайдер
Почему мы откладываем жизнь на потом? Почему мы откладываем жизнь на потом?

О синдроме отложенной жизни рассказывает психолог-консультант

Psychologies
Открыть в приложении