Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

ForbesКультура

«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Яна Жиляева

Актер Александр Коршунов во время показа спектакля «Живой театр Екатерины Еланской» в театре «Сфера» (Фото Сергея Киселева / Агентство «Москва»)

Московский театр «Сфера» в саду Эрмитаж работает уже больше 40 лет. Сегодня его возглавляет сын основательницы, Екатерины Еланской, актер и режиссер Александр Коршунов. Он рассказал редактору отдела культуры Forbes Яне Жиляевой, что такое настоящая преемственность поколений, какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр.

Литературный театр «Сфера», задуманный основательницей, актрисой и режиссером Екатериной Еланской как территория подлинного общения артистов и зрителей в пространстве сферы, сегодня возглавляет ее сын Александр Коршунов, представитель актерской династии Коршуновых-Еланских-Судаковых в третьем поколении.

Александр Коршунов работает и в «Сфере» с момента ее основания, и в Малом театре по семейной традиции. Его отец, Виктор Коршунов, много лет служил артистом и директором Малого театра. Александр Коршунов — профессор, руководитель мастерской в театральном училище имени Щепкина. С 2014 года — главный режиссер театра «Сфера», в котором поставил порядка 20 спектаклей. Среди них: «Доходное место» и «В чужом пиру похмелье» по пьесам Александра Островского, «Ученик лицея» по пьесе Андрея Платонова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Кабала Святош» Михаила Булгакова, «Дядюшкин сон» по Федору Достоевскому, «Вишневый сад» Антона Чехова. Помимо преподавательской, режиссерской и актерской работы в театре, Коршунов активно снимается в кино: в фильмах «Брестская крепость», «Голубка», «Петя по дороге в Царствие небесное», «Дикое поле» и в сериалах.

— Два года тому назад «Сфера» решением Департамента культуры московского правительства утратила юридическое лицо, став еще одной площадкой театра «Эрмитаж». В момент слияния-поглощения были серьезные опасения за судьбу театра. Департамент культуры тогда так и не дал объяснения происходящему. Сейчас вы понимаете, зачем это было сделано?

— Был очень трудный момент. Это присоединение нас всех напугало. Мы этого не хотели, но все-таки присоединение к «Эрмитажу» произошло. Но на сегодняшний момент, слава Богу, сохранился дом, сохранилась труппа, сохранился репертуар, и, в общем и целом, мы работаем, как раньше. Очень рад тому обстоятельству, что с нашим новым директором Анастасией Могиновой у нас существует тесный творческий деловой контакт и взаимопонимание. Но ответа на вопрос, зачем это было сделано, я не знаю до сих пор.

— Режиссерские театры как явление закончились и к новой ситуации лучше адаптируются театры директорские?

— Не хотелось бы так определять нашу эпоху. Но многократно с этим сталкиваюсь на собственном опыте. «Сфера» активно ездит по стране в последние годы, и в какой-то момент я обратил внимание: куда ни приедешь, в театре нет главного режиссера, нет художественного руководителя. Есть директор. А режиссеры все — приглашенные. Очень распространенная практика. Конечно, театры бывают разные, но я думаю, что всем нужен главный режиссер, художественный руководитель, человек, определяющий творческое направление развития театра.

— После смерти Юрия Соломина и Малый театр стал театром директорским. Во главе менеджер, Тамара Михайлова, при ней — художественный руководитель Алексей Дубровский.

— Мне это назначение очень нравится. Алексея Дубровского я знаю хорошо и давно. Он человек одаренный, уже поставил в Малом театре, если не ошибаюсь, пять спектаклей на основной сцене, которые идут с успехом. Он нашел общий язык с труппой, актеры любят с ним работать.

Он вырос в Малом театре. Его отец, народный артист России Владимир Дубровский, а мама, Ирина Кмит, долгое время работала заведующей литературной частью. Он хорошо знает Малый театр, он знает актеров. Он умный человек, умеет видеть главное и договариваться с людьми. Так что это назначение изнутри, как его можно назвать сегодня, и обоснованно, и верно.

— Вы видите сейчас в театре кризис личности?

— Не возьму на себя смелость судить обо всем театральном процессе. Для этого нужно много видеть. Я, к сожалению, из-за нехватки времени мало смотрю спектаклей, чаще читаю чьи-то мнения или вижу какие-то отрывки. Все не охватишь, но прежде всего меня интересуют режиссеры. Потому что я стараюсь приглашать их в «Сферу», чтобы в театре появлялись разные почерки и индивидуальности. Но близкие нам по духу, те, кто чувствуют «Сферу» и хотят в ней работать. Вот такой политики я придерживаюсь, и хочу ее продолжать.

Что касается личностей в театре, то вот у меня на столе лежит книжка моей мамы, основательницы «Сферы», режиссера Екатерины Еланской, «Живой театр». Она написала эту рукопись в 1979 году. В ней она сформулировала суть такого понятия, как театр по принципу сферы. Мировой театр развивается по двум линиям: театр-коробка и театр-сфера. Сфера наследует греческий амфитеатр, шекспировский «Глобус».

Цель «Сферы» — создание среды, сферы подлинного человеческого общения, взаимодействия актеров и зрителей, соучастия зрителей в происходящем. Общение людей — самое главное, что дает, может дать и должен давать театр. Еланская предъявляла высокие требования к актеру. Ей были нужны личности, которым есть что сказать, которые способны переживать, а не показывать чувства и мысли. Таких актеров-личностей всегда единицы. Не могу привести примеров, когда в театре играли поколения подобных людей. Разве что театр «Современник», когда он родился, собрал актеров-личностей. Но это был процесс — когда они взрослели вместе с театром и вырастали в гигантов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зарядка для ленивых Зарядка для ленивых

7 классных упражнений, которые можно выполнять, не выходя из дома

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Очень долго фантасты не отваживались представить себе путешествие к звёздам

Наука и жизнь
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Генеральная уборка: избавиться от бардака в вещах, мыслях, эмоциях и отношениях Генеральная уборка: избавиться от бардака в вещах, мыслях, эмоциях и отношениях

Привнося гармонию в окружение, мы можем упорядочить свое внутреннее пространство

Psychologies
Переждать бурю Переждать бурю

Как помочь ребенку пережить гормональную бурю в 10-14 лет?

Лиза
Управление неизбежностью: что делать до и после кибератаки Управление неизбежностью: что делать до и после кибератаки

Как подготовиться к киберинциденту и что нужно делать, когда он уже случился?

Forbes
Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино Мамин бродяга: как Чарли Чаплин стал символом кино

Как сэр Чарльз Спенсер прошел путь до грустного клоуна и повлиял на кинематограф

Правила жизни
Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон” Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон”

Как был сконструирован лунный ровер от Nasa?

ТехИнсайдер
Насколько уникальна наша Солнечная система Насколько уникальна наша Солнечная система

Солнечная система имеет искусственное происхождение!

Зеркало Мира
«Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине» «Сладкая история мира. 2000 лет господства сахара в экономике, политике и медицине»

Какие инновации пришли в сахарное производство в XVIII веке

N+1
«Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее «Я — результат неудачной попытки сохранить брак»: почему важно принять свою травму, а не бежать от нее

Глава из книги «В плену у травмы» — о том, как относиться к своей травме

Psychologies
Эстетика пустыни Эстетика пустыни

Современный интерьер в стиле контемпорари в Дубае

SALON-Interior
«Ты бросил меня!» 7 системных сценариев, из-за которых уходят мужчины «Ты бросил меня!» 7 системных сценариев, из-за которых уходят мужчины

Типы мужчин и женщин, которые чаще всего рискуют остаться одни

Лиза
Один в поле картофель Один в поле картофель

«Меч короля»: Мадс Миккельсен и северный вестерн

Weekend
The Kooks — гении ретромании и самая недооцененная рок-группа нулевых The Kooks — гении ретромании и самая недооцененная рок-группа нулевых

В чем феномен британской группы The Kooks

СНОБ
Что происходит с организмом, если долго хранить девственность Что происходит с организмом, если долго хранить девственность

Вредно ли для организма долго жить с девственностью или нет?

Psychologies
Тревогу и депрессию связали с повышенным риском развития гастроэзофагеального рефлюкса Тревогу и депрессию связали с повышенным риском развития гастроэзофагеального рефлюкса

Исследования показали высокую степень корреляции между депрессией и ГЭРБ

N+1
Судан: великое прошлое и трагическое настоящее Судан: великое прошлое и трагическое настоящее

Судан, наверное, самая нетуристическая страна Африки

Зеркало Мира
Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать

В чем Гоголь опередил Кафку и Камю и почему его юмор должен вызывать ужас

СНОБ
Как медитировать правильно: рекомендации экспертов Как медитировать правильно: рекомендации экспертов

Как медитировать в домашних условиях, чтобы от этого была польза?

Psychologies
Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры Как вулканы повлияли на атмосферу Венеры

В новой работе исследователей рассматривается вопрос вулканизма на Венере

ТехИнсайдер
Х5: сложный путь в родную гавань Х5: сложный путь в родную гавань

X5 Retail Group проходит через процедуру «принудительной редомициляции»

Монокль
Биткоин: некуда деваться Биткоин: некуда деваться

С криптовалютами все непросто, причем так было с момента их создания

Монокль
Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии Не все потеряно: как кинематограф осмысляет мировые трагедии

Кинематограф работает с материалом человеческих трагедий

Правила жизни
В поисках смысла: что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть В поисках смысла: что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть

Как ответить себе на извечные вопрос: быть или не быть?

Forbes
В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться

Как увеличить количество растительных продуктов в своем рационе?

ТехИнсайдер
Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка? Детские страшилки: правда, что если потрогать жабу, то вырастет бородавка?

Откуда берутся бородавки и причем тут жабы?

ТехИнсайдер
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Родить в Тундре: как в НАО смогли повысить рождаемость Родить в Тундре: как в НАО смогли повысить рождаемость

Как жительницы НАО рожают в тундре?

ФедералПресс
Открыть в приложении