Нужно ли убивать отрасль возобновляемой энергетики
Решение вдвое сократить программу помощи возобновляемой энергетике может стать фатальным для только что открытых заводов, выпускающих оборудование для ветропарков, окончательно разрушит имидж России в глазах иностранных инвесторов и, в конечном итоге, обойдется российскому бизнесу на порядок дороже тех денег, которые получится сэкономить
17 октября Минэкономразвития предложило сократить второй этап программы поддержки возобновляемой энергетики, который должен продлиться с 2025 по 2035 год. Причем не просто сократить, а урезать вдвое — с нынешних 400 до 200 миллиардов рублей. И это в дополнение к практически принятому в сентябре решению об ужесточении условий, в которых придется работать солнечной и ветроэнергетике после 2024 года. Требования к локализации производства оборудования для зеленой генерации выросли до 100%. При этом предприятия по производству оборудования для возобновляемой энергетики должны не только обеспечивать им российские станции, но и взять на себя обязательства по экспорту — не менее 15% выручки должно поступать от продаж за пределы России. А главное в том, что за невыполнение этих требований на компании-операторы электростанций с 2025 года могут быть наложены штрафы. И размер этих штрафов может доходить до 100% платы за мощность, которую получает станция на рынке.
За последние пару лет мы привыкли, что споры о целесообразности развития в России возобновляемой энергетики (пусть и на 10–15 лет позже, чем в Европе) остались позади. Более того, в стране появились свои, маленькие, но гордые кластеры солнечной и ветроэнергетики. Маленькие по сравнению с любым экономически значимым государством — и по своим масштабам, и по доле в общем энергобалансе страны. Гордые — потому что, несмотря на сравнительно небольшой объем рынка, за считаные годы удалось не только наладить собственное производство оборудования для солнечных станций и ветропарков, но и создать собственную научную и технологическую базу, наладить подготовку научных и инженерных кадров. И даже начать экспортировать российские лопасти для ветростанций и солнечные панели, которые по КПД входят в мировую тройку лидеров.
Привыкли мы и к тому, что в стране действует скромная по мировым меркам, но вполне эффективная долгосрочная программа поддержки отрасли, которая, ко всему прочему, ни копейки не стоит государству. Прибавка к оптовой цене, которая позволяет производителям «зеленой» энергии получать гарантированную, заранее определенную на конкурсе плату за свое электричество, «размазывается» по всему рынку и незначительно — на 2–3% — влияет на оптовую цену в сторону ее повышения. Что не мешает России оставаться страной с одним из самых дешевых киловаттов в мире.