Добрый «Скайнет»: как новые технологии спасают людей
Дроны, вертолеты и другие устройства помогают спасать сотни людей, но каждое из них имеет свои недостатки. Инженеры бьются над созданием универсального решения
По данным УОС МВД России, в России в 2017 году пропало 83 923 человека. Больше половины так и не нашли. В городах поиски проще благодаря техногенной среде. А вот у потерявшихся в лесу шансов мало. Периметр поиска там может исчисляться десятками километров. А чтобы найти человека живым, дорога каждая минута. Волонтеры отмечают, что решающими являются первые сутки. В этом случае 98% пропавших находятся живыми. На вторые и третьи уже значительно меньше. Поэтому поисково-спасательным отрядам (ПСО) нужны современные технологии, которые способны сократить время поиска и увеличить процент спасенных.
Технологии для спасателей
Пока, несмотря на активное развитие рынка технологий, основным ресурсом для поисково-спасательных работ остаются люди. В среднем для одной поисково-спасательной операции нужно около 100 человек. В идеале спасатели хотят получить такую технологию, которая смогла бы выдать точные координаты нахождения человека хотя бы в радиусе 10 км. Но пока приходится рассчитывать на то, что есть.
Помощь с воздуха
Самое старое и проверенное средство — вертолеты. Оно же самое дорогое. Час полета стоит от 30 000 рублей и выше в зависимости от количества летных часов воздушного судна в год. Но каждый вылет длится в среднем полтора часа, а это уже 90 000 рублей. За рубежом такие поисково-спасательные операции, как правило, покрывает страховка пропавшего. У нас же это либо бюджетные деньги, либо собственные средства добровольцев. Так, например, работает вертолетный поисково-спасательный отряд «Ангел». По словам руководителя отряда Александра Михайлова, самыми быстрыми и эффективными можно назвать дневные вылеты к потерявшимся людям, которые на связи. Но 90% вылетов приходится на ночное время. Если же телефон потерявшегося недоступен, или он не может ответить по состоянию здоровья, то вертолет почти бесполезен. Кроме того, пилотам часто приходится совершать очень сложные и опасные маневры — это огромный риск для самих спасателей.