Чарли Чаплин, каким мы его не знали: 5 правил жизни скандального гения
45 лет назад, 25 декабря 1977 года, не стало Чарли Чаплина — великого комика, который обладал если не шестым чувством, то исключительной способностью чувствовать зрителя и говорить с ним на одном языке, не промолвив ни слова. Маленький Бродяга с экрана в той или иной степени знаком всем, чего не скажешь о его создателе. Мы попытались разобраться, с какими установками шел по жизни тот, кто за полвека высмеял весь мир. И научил мир смеяться над самим собой.
Правило 1. Знать себе цену
Нью-Йорк, 1913. Обычным июльским днем 24-летний Чарли Чаплин давал концерт в составе комедийной труппы британского антрепренера Фреда Карно на Бродвее. По воле случая в этот же момент на Таймс-сквер оказался кинопродюсер Адам Кессел, основатель New York Motion Picture Company (позже Кессел станет соучредителем старейшей студии в составе голливудской «большой шестерки» Universal Pictures). Оглушенный грохотом смеха, он остановился у мюзик-холла Хаммерштейна — узнать, кто так рассмешил избалованную нью-йоркскую публику. Так Кесселу открылся талант, на котором, подсказывало ему сердце, можно было сделать состояние, а Чаплину выпал шанс проявить свой характер. Кессел предложил начинающему артисту $75 в неделю. Тот, пока неопытный, но уже хорошо понимавший законы продюсирования, не попался на удочку. И хотя у Карно актер не зарабатывал больше, уверенный в себе Чаплин сказал «нет», даже когда ставка поднялась до $100. Позже владельцам киностудии Keystone Адаму Кесселу и Чарльзу Бауманну все же удалось склонить Чарли Чаплина на свою сторону — за еженедельный гонорар в размере $150. В сентябре 1913 года актер подписал первый киноконтракт сроком на один год, распахнув двери в пленительный и жестокий мир кино. Сам Чаплин никогда не скрывал, как много значил для него высокий заработок. «Я пришел в бизнес ради денег, и из этого выросло искусство», — однажды признался он.
Правило 2. Импровизировать, импровизировать и еще раз импровизировать
Лос-Анджелес, 1914. Знаменитый образ Бродяги, в котором Чаплин впервые появился на экране в 1914 году и с которым не расставался более двадцати лет, возник случайно. Во время съемок короткометражного фильма «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» — третье появление на экране после неудачного дебюта в картине «Зарабатывая на жизнь» — режиссер попросила новичка Чаплина «как-нибудь загримироваться». В таких краткосрочных проектах обычно не стояло задачи до деталей продумывать образы героев: на это попросту не было времени. Чарльз Чаплин никогда не стремился играть по общим правилам и поставил задачу сам. «По дороге в костюмерную я решил, что оденусь в мешковатые брюки, надену большие ботинки, шляпу дерби и возьму трость. Я хотел, чтобы все было противоречиво: брюки мешковатые, пальто в обтяжку, шляпа маленькая, туфли большие, — позже поделился актер в автобиографии. — Вспомнив,