Привет, самооценка!
Написать что-то новое о самооценке довольно сложно. Этот термин сам по себе очень понятный и простой: самооценка – это оценка себя самого, своего места в мире, своих достижений и качеств.
Про существование самооценки люди, как правило, узнают еще в детстве, и слово становится практически обиходным. Самооценка бывает низкая (это чаще говорят про себя) или завышенная (а это – уже про других). Как сделать, чтобы самооценка была не слишком низкой, а адекватной, и на что это может повлиять? Попробуем разобраться.
В своем формировании самооценка любого человека проходит три этапа.
1. Период от рождения до 1,5–2 лет – закладка базовой самооценки. В это время малыш еще не воспринимает себя как отдельное существо, в его представлении он и мама – одно целое, а все остальное вторично: папа, семья, окружающий мир. Соответственно, оценивается взаимодействие этого «вторичного» с единым организмом «я+мама». На это взаимодействие ребенок реагирует эмоциями, а не мыслями, поскольку мышление у него только начинает развиваться. Эти эмоции и являются основой самооценки, и то, что заложено на первом этапе, в будущем будет меняться очень незначительно.
Важные факторы, влияющие на базовую самооценку: восприятие внешнего мира (добрый или нет, безопасный или нет) и фигура мамы (ее место в окружающем мире, ее значимость, ее отношение к малышу).
2. Период от 2 лет до подросткового возраста – укрепление базовой самооценки. У ребенка постепенно формируется образное мышление, а значит, он может воспринимать окружающий мир через образы и представления, даже когда предмета или человека нет в его поле зрения. Это не значит, что эмоции отходят на второй план – нет, они все так же важны. Одновременно ребенок постепенно отделяет образ себя от образа родителей. Поскольку это отделение не полное в силу возраста, то частично самооценка включает в себя и жизнь родителей, например: «Если мама с папой любят друг друга, значит,