Нобелевская премия по литературе-2019: за что получили награду Ольга Токарчук и Петер Хандке
Из-за прошлогоднего секс-скандала были опасения, что Нобелевский комитет выберет призеров 2018 и 2019 годов по схеме «и нашим и вашим». Но зря волновались: Нобелевскую премию по-прежнему вручают за литературные достижения, а не за социальную позицию. Критик Анастасия Завозова объясняет, почему победили Ольга Токарчук и Петер Хандке — и почему это хорошие новости.
В 2018 году Нобелевскую премию по литературе вручать не стали, потому что организаторы оскандалились по нескольким статьям — и уголовной в том числе. Выяснилось, что муж члена Шведской академии, поэтессы Катарины Фростенсон — фотограф и культуртрегер — промышлял коррупцией (не без помощи жены) и тяжелым сексуальным харассментом (уже, надеемся, без ее помощи).
Если серьезно, то Фростенсон использовала свое членство в академии, чтобы гранты от академии уходили на культурные проекты мужа, а также заранее сообщала имена нескольких нобелевских лауреатов заинтересованным лицам, чтобы те успели сделать верные ставки у букмекеров. Кроме того, Фростенсон и Арно — на деньги опять же Шведской Академии — держали арт-клуб «Форум», в помещении которого, как выяснилось на волне движения #MeToo, Арно изнасиловал как минимум двух женщин (столько преступлений удалось доказать, и за них Арно сейчас отбывает срок в тюрьме).
В общем, Нобелевская премия по литературе оказалась в весьма, выражаясь языком романтических романов, скомпрометированном положении. В большой литературе есть что-то такое, аура некоторого надмирного волшебства, некоторого несоприкосновения с «миром чистогана» — и нельзя сказать, чтобы этот бессребренический имидж всегда приносил таким книгам пользу, — что вся эта удивительно мирская история с взятками и хватками, с расчетами, сливами и сексуальными скандалами как-то невероятно все испортила. Испортила настолько, что и некоторых членов академии пришлось менять (хотя они избираются пожизненно), и премию переосмысливать, и вообще в 2018 году учредителями премии было единодушное решено, что вот этими самыми руками Нобелевскую премию пока вручать нельзя. 2018 год решено было пропустить, зато в 2019-м пообещали вручить сразу две премии. И вот сегодня вручили.
До скандала Нобелевская премия немного начала уходить в сторону залихватского новаторства, что для ее врожденной консервативности (это все-таки по большей части премия для немертвых классиков) было, пожалуй, даже неплохо. В 2016 году премию дали Светлане Алексиевич за ее документальные нарративы. В 2017-м с трудом, но вручили премию Бобу Дилану — за то, что возвел оральную форму бытования поэзии (песни, короче) в ранг искусства. В 2018-м и вовсе раздухарились и дали премию заслуженно популярному британскому писателю Кадзуо Исигуро.