«Никто не думал, что продажа билетов — бизнес, а я это знал»: как устроена экономика билетного оператора Ticketmaster
И как комиссии в 30-40% от номинальной стоимости билета стали частью его бизнес-модели — в пересказе The Hustle.
В 1994 году обладательница «Оскара» и «Грэмми» Барбара Стрейзанд отправилась в мировое турне после долгих лет перерыва. Поклонники отменяли встречи и дела, чтобы купить билеты в первые минуты продаж, но тысячам из них так и не удалось этого сделать: их распродали мгновенно, а позже разместили на сайтах перекупщиков — по цене в десять раз выше номинальной.
С тем же фанаты самых разных звёзд сталкиваются до сих пор, а виновным чаще всего делают билетного оператора Ticketmaster — лидера мирового рынка продажи билетов. В декабре 2022 года поклонники подали против него и его материнской компании Live Nation коллективный иск, обвинив в ценовой дискриминации и мошенничестве.
Но для сервиса это не впервой. Его бывший гендиректор Фред Розен считает, что люди годами делали из Ticketmaster «козла отпущения». Просто потому, что забывают, что максимизировать свою прибыль пытаются все участники цепочки: и артист, и концертная площадка, и компания-промоутер, которые определяют ещё и цену билета.
К тому же, даже несмотря на обвинения в монополизме, поклонники всё равно принесли Ticketmaster $6,7 млрд выручки в третьем квартале 2022 года.
Как устроена бизнес-модель Ticketmaster
В 1960-1970-х на рынке доминировала компания Ticket Reservation System (позже — Ticketron). Она даже разработала собственную цифровую систему, чтобы американцы могли покупать билеты в специальных киосках, разбросанных по крупным городам.
Больше не нужно было стоять в длинных очередях и ждать чеки по почте, но за удобство приходилось платить: