Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза
Все, ну или практически все, в детстве верили в Деда Мороза, а Новый год даже сейчас остается, пожалуй, главным праздником года для большинства россиян. Однако, прежде чем стать дедушкой в красной шубе, приносящим подарки, Дед Мороз проделал долгий путь — от злого духа зимы, убивающего запоздалых путников на ночных дорогах, до доброго волшебника и любимца детей. И сейчас мы расскажем, как это было.
Языческие корни и темное прошлое зимнего духа
В северных широтах, где в борьбе с суровой природой выживали лишь самые стойкие, люди издревле наделяли силы природы чертами одушевленных существ. Каждой стихией, каждым проявлением природы «заведовал» тот или иной могущественный дух. Одним из таких воплощений стал предшественник современного Деда Мороза — грозное божество зимы. Это был повелитель холода и метели, чей приход не сулил ничего хорошего. В разных славянских племенах его называли по-своему: Трескунец, Студенец, Морозко, Карачун или Зимник.
Карачун обитал под землей и управлял жестокими морозами, являясь людям в образе медведя-шатуна. По поверью, когда медведь переворачивался в берлоге, это означало, что прошла половина зимы. Трескунец олицетворял трескучие морозы, от которых скрипел снег и трещали деревья. Морозко считался помощником бога Перуна и обладал властью сковывать реки льдом, раздаривать серебро и помогать людям в трудную минуту.
Студенец и Зимник выступали хранителями холода, их часто изображали как седобородых старцев. При этом Студенец, также являвшийся помощником Перуна, считался более суровым и мрачным — встреча с ним могла закончиться для человека гибелью.
В те времена люди пытались умилостивить грозное божество жертвоприношениями. Самой страшной традицией было принесение в жертву юных девушек, которых раздевали и привязывали к дереву в лютый мороз. Если девушка замерзала в течение дня, считалось, что жертва принята. Этот жуткий обычай нашел отражение в русской народной сказке «Морозко», где падчерицу отправляют в зимний лес на верную смерть.
От языческих ритуалов к христианским традициям
В скандинавских мифах на обледенелом севере располагалось царство мертвых, где правила жуткая богиня Хель — прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Неслучайно дома современных Дедов Морозов также помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, полюс холода Оймякон в Якутии. Российский Великий Устюг в Вологодской области и белорусская Беловежская пуща считаются самыми южными резиденциями зимнего волшебника.
В древнегерманской, языческой традиции существовал праздник Йоль, отмечавшийся в самую длинную ночь года — в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря. Люди украшали дома вечнозелеными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года.
Праздник был посвящен Вотану (Одину), богу мудрости, владыке жизни и смерти. Согласно легенде, пересказанной Якобом Гриммом, Вотан в эту ночь скакал по небу во главе Дикой охоты, присоединяя к своей свите неосторожных путников. Возможно, отсюда берет начало традиция считать Рождество семейным праздником: в самую длинную ночь года все члены семьи должны были оставаться у родного очага.
Христианское влияние и европейские традиции
Но при чем тут Дед Мороз? На самом деле при всем, поскольку современный образ доброго дедушки тесно связан с западноевропейской традицией празднования Рождества.
Значительное влияние на формирование образа доброго дарителя оказал святой Николай, живший в III веке в римской провинции Ликия. С детства решив посвятить себя религии, после смерти родителей он раздал все свое наследство бедным. Став епископом Мирликийским, он прославился своей щедростью и помощью нуждающимся, особенно детям, хотя старался делать это тайно.
Известна легенда, как он помог трем сестрам-красавицам, чей отец из-за бедности не мог дать за ними приданого и собирался продать их в публичный дом. Николай подбросил в их дом три мешочка с золотом через окно или печную трубу, и они попали в чулки, сушившиеся у очага.
В память о щедрости святого Николая день его памяти (6 декабря по старому стилю) стал праздником дарения подарков. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой — седобородый старец в епископском облачении с высокой митрой.