Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации
Совсем скоро грядут экзамены в 9-х и 11-х классах. Психолог Катерина Мурашова считает, что в преддверии очередного «учебного обострения» важно еще раз поговорить о детской мотивации, почему она снижается и как преодолеть этот кризис
Мы не раз уже обсуждали проблему мотивации у современных детей. И с одной стороны рассматривали, и с другой, и с третьей. Вроде бы все, что могла, я объяснила, разложила, проиллюстрировала историями из практики. Но ко мне на прием продолжают приходить взволнованные родители. Буквально каждый день по семье с одной и той же проблемой. Говорят одними и теми же словами. Тревожатся об одном и том же. Ощущают себя в одном и том же тупике, абсолютно, по видимости, не осознавая его устройства и генеза, не понимая его природы. Задают одни и те же вопросы. И далеко не всегда готовы услышать и принять ответы на них.
Что ж, давайте я еще раз попробую максимально четко изложить, как я, биолог и психолог, это вижу. Кто-то из читателей согласится, кто-то нет — нормальное дело. Но по крайней мере системный взгляд на данную проблему, основанный преимущественно на практическом опыте, существует, и родители могут его учитывать.
Для начала сформулирую обобщенный даже не столько запрос, сколько крик родительской души, который встречается с одинаковой частотой как на приеме в поликлинике, так и на онлайн-консультациях:
- Ребенок практически перестал учиться, существенно съехал в успеваемости.
- Ребенок вообще ничего не хочет делать — ни по дому, ни по учебе, бросил все кружки, в которых занимался.
- У ребенка постоянно плохое настроение, все его достали, в первую очередь родители.
- На вопросы о том, что ты собственно собираешься делать дальше — где учиться, работать, — ребенок либо не отвечает, либо говорит «не знаю», либо рассказывает совершенно нереалистичную чепуху, заставляющую сомневаться в умственных способностях чада.
- Предельная эмоциональная лабильность — «он то плакал, то смеялся, то щетинился как еж…». Или, напротив, апатия — «делайте со мной что хотите, мне все равно».
- Много говорит об одиночестве в толпе, бессмысленности жизни, нежелании жить и неврологических или даже психиатрических диагнозах применительно к себе самому — депрессия, социофобия и тому подобное.
Примерно так звучат проблемы, которые замечают родители. Интересно, что еще лет пять назад с подобным запросом ко мне на прием приходили по поводу подростков лет 14 (с пиком в 15–17 лет), а теперь все чаще приводят 11-летних и даже восьмилетних детей.