Куда ведут весенние палы лугов?
Каждую весну в конце апреля — начале мая можно наблюдать рукотворные пожары на лугах. Очевидно, что подобные палы (как на лугах, так и в полях*) опасны возможным распространением огня на населённые пункты. А как реагирует на такой пожар растительность лугов, как меняется её структура?
Географы МГУ им. М. В. Ломоносова решили изучить этот вопрос, для чего в 2021 и 2022 годах провели исследования на юге Западной Сибири, на территории экспериментального комплекса Института оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН (г. Томск). На этой территории имеется несколько модельных участков с точными датами и характеристиками пожаров возрастом до 10 лет.
Летом 2021 года сотрудники МГУ изучили структуру луговой растительности на участках возрастом 1, 2, 3 и 10 лет после пожара и для сравнения — на негоревших участках. В апреле 2022 года исследования продолжили, для чего на специально созданной площадке осуществили контролируемый пожар, во время которого измеряли температуру пламени и поверхностного слоя почвы. В результате измерений выяснили, что приповерхностный слой почвы за время прохождения пала прогревается незначительно — приблизительно на 10°С по сравнению с температурой до пожара. Но на некоторых участках, где есть скопления догорающих растительных остатков, способных нагревать почву в течение нескольких минут, наблюдается более значительное увеличение температуры — на 50°С и выше. Температура самого пламени при этом оценивается в сотни градусов (отмеченный максимум — порядка 650°С). Поэтому разница условий для живых организмов на небольшой глубине в почве и на поверхности во время пожара очень велика.