«Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом
В Советском Союзе, формально провозгласившем курс на расширение прав женщин, долгое время сохранялись гендерные ограничения на работу в метро или на железной дороге. Однако с 1940-х по 1980-е, чуть меньше полувека, женщины руководили составами и целыми депо. Все это — благодаря Зинаиде Троицкой
Москва-Сортировочная
Когда Зинаиду Троицкую спрашивали, как стать на нее похожей, она обычно отвечала: «Нужно просто родиться на железной дороге». И почти не преувеличивала. Она родилась 8 марта 1913 года, в Международный женский день, в «железнодорожной» семье. Папа — слесарь по ремонту поездов (после революции перешел на должность перронного контролера), мама — табельщица (она вела расписание работы машинистов). Депо — Москва-Сортировочная.
Дни напролет девочка проводила на работе у отца, помогала ему, смотрела на огромные черные машины. Песочницы у Зины тоже были железнодорожными — так называются емкости с песком, которые устанавливаются на паровозах и посыпают песком колеса, чтобы было лучше сцепление с рельсами.
В годы Гражданской войны Зина с матерью ездили за отцом, служившим в армии. Саратов, Царицын, Калач, Ростов-на-Дону — и всюду по железным дорогам. Зина мечтала о путешествиях и приключениях. И родителям заявила, что жизненный путь выбрала твердо — будет капитаном дальнего плавания. Отец рассудил, что для начала неплохо бы овладеть «маленькой» профессией, и предложил пойти на слесаря по ремонту паровозов — по его стопам. В 15 лет, после окончания «девятилетки», Зинаида поступила в школу фабрично-заводского ученичества при депо станции Москва-Пассажирская.
Учиться нравилось. Зинаида зубрила названия частей локомотива и даже повесила в комнате разрезную модель паровоза. На выпускной экзамен, куда нужно было принести собственноручно изготовленный инструмент, Зинаида решилась делать сложный французский ключ (так называют разводной гаечный ключ, у которого расстояние между плоскостями регулируется вращением гайки). Все отговаривали — слишком сложно, не успеешь! — но она не боялась трудностей и заработала высший балл.
Москва-Пассажирская
Получив «корочку» слесаря, Зинаида тут же пошла на курсы помощников машиниста. Мечта из детской фантазии превратилась во вполне конкретную цель. Правда, на железную дорогу были «нужны машинисты, а не девчонки», и когда Зинаиду с одногруппниками отправили на работу, ее определили только слесарем. Основание — постановление Наркомтруда: работа на паровозе для женщин считалась «особо вредной». У Зинаиды насчет этих ограничений имелось совсем другое мнение: «Пусть те, кто не может, не работают, а ко мне это не относится».