Как бизнесу и НКО найти общий язык и вместе сделать нашу страну немного лучше

ForbesБизнес

Бизнес и благотворительность: Дапкунайте, Алешковский, Хаматова, Яновский и другие представители НКО и бизнеса на круглом столе Forbes Life

Forbes Life собрал за одним столом руководителей главных благотворительных фондов России и представителей топовых компаний, лидирующих в вопросах корпоративной социальной ответственности, чтобы поговорить о том, как бизнесу и НКО найти общий язык и вместе сделать нашу страну (да и мир) немного лучше

Юлия Варшавская

Семен Кац для Forbes Life

Что мы обсуждали:

  • Как сегодня должны быть выстроены отношения бизнеса и НКО?
  • Почему социальная ответственность стала важнейшей частью бизнес-репутации?
  • Зачем бизнесу системно помогать благотворительным фондам?
  • Как небольшие НКО могут найти поддержку у бизнеса?
  • Какой экспертизой фонды могут делиться с бизнесом и наоборот?

Модератор дискуссии главный редактор Forbes Life Юлия Варшавская.

Семен Кац для Forbes Life
Семен Кац для Forbes Life / Семен Кац для Forbes Life

Митя Алешковский

председатель совета фонда «Нужна помощь»

Я вижу гигантскую проблему в виде «великого каньона», который разделяет бизнес и благотворительность. Мне кажется, проблема заключается в следующем: не существует как такового настоящего взаимовыгодного партнерства между бизнесом и благотворительностью, потому что у них абсолютно разные цели и задачи и обе стороны с большим трудом могут услышать друг друга. Но в тот момент, когда они слышат друг друга, иногда получается хорошее партнерство. В большинстве же случаев, к сожалению, оно оставляет желать лучшего. И чаще всего это выглядит следующим образом: компания имеет свои бизнес-задачи, а НКО понятия не имеет о них — и думать не хочет. Почему-то считается, что бизнес — это денежный мешок, а значит, нужно вас, богатеев, потрясти. Это ошибочная, неконструктивная, не ведущая к партнерству позиция. А бизнес все еще не смотрит на НКО как на возможность получить нужные компетенции, которые помогут ему решить свои задачи через полезную социальную инвестицию.

Ян Яновский

соучредитель фонда «Друзья»

Наш фонд «Друзья» был как раз создан с идеей, что мы находимся на стыке НКО и бизнеса. И наша роль в последние пять лет заключалась в том, что мы всем пытались объяснить, как сделать благотворительность индустрией. И мне кажется, что у нас получилось. В наших проектах задействовано больше 400 НКО, и я уверен, что многие из них, в том числе и с нашей помощью, стали лучше понимать, как выстроить отношения с бизнесом. Я вижу, что сейчас у клиента есть вопрос: как именно мои инвестиции, мои деньги будут использованы на благие дела? Мне кажется важным, что бизнес готов тратить на КСО не только свой бюджет, но и свой маркетинговый бюджет. Мы постоянно говорим, что отношения с НКО-сектором помогают и развивать бизнес-проекты, и зарабатывать деньги. Но очень важно, как сказал Митя, что бизнес — это не мешок для денег, это партнер, с которым нужно обустраивать отношения вдолгую, нужно помогать ему зарабатывать, да и НКО тоже, в свою очередь, должны зарабатывать.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (слева направо): Ингеборга Дапкунайте, Ян Яновский, Елена Альшанская, Митя Алешковский, Анна Ривина (в центре), Вера Шенгелия (внизу)
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (слева направо): Ингеборга Дапкунайте, Ян Яновский, Елена Альшанская, Митя Алешковский, Анна Ривина (в центре), Вера Шенгелия (внизу) / Семен Кац для Forbes Life

Ингеборга Дапкунайте

cопредседатель попечительского совета фонда «Вера»

Я абсолютно согласна. Во время пандемии мы учились, как привлечь бизнес и как зарабатывать самим. У нас был маленький проект во время карантина, когда мы выпустили книгу «Оскар и Розовая Дама», и она стоила всего 300 рублей, но за два месяца было продано 7000 экземпляров. А для продаж литературы это большие цифры. Это был совместный проект с издательством, где половина выручки шла в фонд, и люди, которые покупали книгу, естественно, хотели сделать хорошее дело, но и получали хорошую книгу.

Поэтому мы сейчас в фонде пытаемся придумывать с бизнесом, как совместно служить одному интересу. Кстати, меня все чаще теперь зовут в большие организации, чтобы вдохновить работников социального направления. Недавно я была на конференции, где услышала речь одного парня. Он говорил: «Понимаете, я рос в стране, где меня никто не учил благотворительности, а сами дети этого не понимают». Сейчас у нас есть шанс объяснить своим детям, что нужно заниматься благотворительностью, что это часть нашей жизни. И не потому, что из кого-то вытягивают деньги, а потому, что так надо. Помогать нужно, потому что нужно помогать. И это должно быть заквашено в нас. Это само собой разумеющаяся вещь.

Елена Альшанская

руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

У меня есть возражения по тезису, который уже несколько раз здесь прозвучал, о том, что НКО должны помогать бизнесу зарабатывать. Не согласна. На самом деле нужно понимать, что у каждого действительно свои задачи и правильно коллаборация работает там, где каждый свои задачи и решает. И если бизнес должен зарабатывать, то НКО всегда имеет свою конкретную цель, прописанную в уставе фонда. Потому что часто мы видим ситуацию, где НКО начинает работать не на своего конечного потребителя, а на того, кто дает ей деньги. И такого быть не должно.

Сейчас совершенно другой общемировой запрос у потребителей, клиентов — на ответственность. Какое будущее мы оставим нашим детям? Это огромный запрос на изменения, на совершенно другое отношение к жизни. И когда вопрос стоит таким образом, тогда бизнес решает эти задачи совместно с НКО. Мы подрядчики этой ответственности. И для НКО важно, чтобы в нас видели экспертизу и ресурс, потому что мы эксперты в том, что делаем. И в этом партнерстве мы должны быть равными организациями, которые объединились ради конкретной целевой задачи, решения каких-то конкретных проблем. Мне бы не хотелось, чтобы мы это теряли и говорили, что бизнес и НКО — это одно и то же.

БИЗНЕС (слева направо): Оксана Костив, Оксана Косаченко, Александра Бабкина, Наталья Поппель
БИЗНЕС (слева направо): Оксана Костив, Оксана Косаченко, Александра Бабкина, Наталья Поппель / Семен Кац для Forbes Life

Оксана Косаченко

президент фонда «Система» группы АФК «Система»

Мы пошли другим путем — еще 16 лет назад создали свой корпоративный фонд, потому что у нас в компании 150 000 человек, целое государство. У нас 30 разных активов, перед каждым из которых стоит своя цель. Кому-то нужно привлекать больше клиентов в МТС, кому-то нужно заботиться об экологии. В этом году мы наконец решили консолидировать все это, создав большую экосистему благотворительности, чтобы один фонд управлял всеми социальными инициативами в каждой компании. Теперь о том, зачем все это бизнесу. Мы как крупнейшая финансовая корпорация принимаем международные стратегии. И там для нас есть важные вещи: экология, социальная ответственность, забота о персонале. Это все часть бизнеса. Это три основных столпа в стратегии, которая сейчас привлекает инвесторов.

Что-то мы делаем внутри фонда, что-то делегируем НКО. Мы рассматриваем НКО как грамотных подрядчиков, которые лучше знают, как решить конкретную задачу. Они для нас инструмент, но цель формулируется нами. Мы, как правило, даже сами составляем программу, чтобы достигнуть ту или иную цель. Мы не специалисты в экологии, или, например, у нас в одном из регионов высокий уровень суицидов, а мы не знаем, что с этим делать. Но мы приходим в регионы вместе с бизнесом и должны решить эти вопросы на местах с помощью людей, которые знают, как здесь работать. От того, насколько они грамотно и профессионально выполняют свою работу, зависит успех нашего бизнеса. Следовательно, заинтересованность наших инвесторов соответствует доходности наших акций, и так далее.

В Америке, в Европе смотрят на уровень твоей социальной ответственности, ты без этого ничтожен. Слава Богу, в России тоже начинают присматриваться. Понимаете, раньше у нас строили заводы, которые засоряли реки и заливали побережья, вырубали леса, все было безответственно до невозможности. Сейчас тебя в таком виде просто в обществе не примут и ни на один рынок не пустят.

Александра Бабкина

директор сервиса «Добро Mail.ru»

Во-первых, моя главная задача как представителя бизнеса — сделать так, чтобы нашу поддержку находили инициативы во всех регионах страны. Мы фокусируемся на региональных НКО, находим экспертизу, стараемся ее усилить. Сегодня у бизнеса есть запрос именно на региональные некоммерческие организации, которые блестяще делают свою работу, но о которых пока мало знают. Их руками проводятся главные изменения в маленьких регионах, но при титанической экспертизе у организации может быть плохой сайт, неразвитая инфраструктура, поэтому им обязательно нужно помочь.

Вторая важная история — маркетинг. За последние несколько лет появился мощный запрос на крутые маркетинговые инициативы, связанные с добром в широком смысле этого слова. С одной стороны, это прекрасно, потому что именно маркетинговые инструменты позволяют вовлекать в эту историю новых людей. А ведь мы знаем, какой ничтожный процент россиян вовлечен в благотворительность и социальные проекты. Однако проблема в том, что, когда новые компании заходят на это поле, им хочется в первую очередь сделать что-то большое, громкое, шумное. Но они не понимают, какую будут решать задачу, действительно ли ту или иную акцию нужно делать, будет ли такое партнерство стратегическим, большим, важным, заметным. Это все вообще неважно, главное, чтобы было красиво. При этом измерять эффективность таких проектов никто не умеет. Поэтому нужно развивать проекты, где задачи фондов и маркетинговые цели компании грамотно сочетаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Нагая: мать Дмитрия и... Лжедмитрия Мария Нагая: мать Дмитрия и... Лжедмитрия

Последняя жена Ивана IV Грозного пережила не только мужа, но и двух сыновей

Дилетант
В чем стратегический просчет Путина и Сечина В чем стратегический просчет Путина и Сечина

История с добычей нефти на арктическом шельфе выбивается из мирового контекста

СНОБ
Спасать страну от дефицита лизина взялся «Саратовбиотех» Спасать страну от дефицита лизина взялся «Саратовбиотех»

В Саратовской области будут производить кормовые добавки для животных

Эксперт
Абрау-Дюрсо: путешествие со вкусом игристого Абрау-Дюрсо: путешествие со вкусом игристого

Путешествие в столицу российского шампанского – Абрау-Дюрсо!

Домашний Очаг
Беззащитные перед космосом: десятиметровый астероид прошел над Землей незамеченным ниже МКС Беззащитные перед космосом: десятиметровый астероид прошел над Землей незамеченным ниже МКС

Астероид 2020 VT4 подошел к Земле ближе, чем Международная космическая станция

Forbes
Если хочешь быть здоров Если хочешь быть здоров

Полезные подсказки: обустраиваем спортивный уголок для всей семьи в квартире

Лиза
Как помочь подростку найти дело жизни? Как помочь подростку найти дело жизни?

Как поставить себя на место подростка и помочь ему выбрать профессию

Psychologies
«Около Руанды и позади Узбекистана»: почему необходимо поддерживать женское предпринимательство в России «Около Руанды и позади Узбекистана»: почему необходимо поддерживать женское предпринимательство в России

Новые ролевые модели для женщин и женское предпринимательство в России

Forbes
Поимка «тихого убийцы» Поимка «тихого убийцы»

Нобелевская премия 2020 года присуждена за открытие вируса гепатита C

Наука и жизнь
«Я здесь, нищий и застрявший в этой дыре»: почему люди, которые позже расцветают, чаще добиваются успеха «Я здесь, нищий и застрявший в этой дыре»: почему люди, которые позже расцветают, чаще добиваются успеха

Когда и кому возраст играет на руку

Forbes
«Тревожные люди» Фредрика Бакмана: и жизнь, и слезы, и любовь «Тревожные люди» Фредрика Бакмана: и жизнь, и слезы, и любовь

Рецензия на роман Фредерика Бакмана «Тревожные люди» и отрывок из книги

Psychologies
Одержимость сексом: что делать, если партнер страдает зависимостью? Одержимость сексом: что делать, если партнер страдает зависимостью?

Возможно ли сохранить отношения, если у одного из партнеров зависимость от секса

Psychologies
Когда не надо спрашивать «почему?» Когда не надо спрашивать «почему?»

Иногда невинное «почему?» вызывает сопротивление и даже агрессию

Psychologies
Вечерний алкоголь и частые перекусы: 4 безболезненных способа избавиться от вредных привычек Вечерний алкоголь и частые перекусы: 4 безболезненных способа избавиться от вредных привычек

Пора взяться за себя!

Playboy
Сделать бизнес на одном товаре и продавать его 60 лет: история универсальной смазки WD-40 Сделать бизнес на одном товаре и продавать его 60 лет: история универсальной смазки WD-40

WD-40 создавали смазку для космических ракет, а её формула хранится в секрете

VC.RU
Мечты сбываются Мечты сбываются

Известные люди рассказывают о том, что хорошего случилось с ними в 2020 году

Домашний Очаг
Энергия из воздуха. Как развивается ветряная генерация в России и мире Энергия из воздуха. Как развивается ветряная генерация в России и мире

Как Россия вводит в эксплуатацию экологически чистую энергию ветра

Inc.
Неудачник против везунчика Неудачник против везунчика

«Имя, сестра, имя!» — крылатая фраза из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра»

Дилетант
4 ловушки на дороге, в которые может попасть каждый водитель 4 ловушки на дороге, в которые может попасть каждый водитель

Как водители попадают в неприятные истории на дороге?

РБК
Авто года 2020 Авто года 2020

Торжественный смотр самых значимых достижений автопрома за минувшие 366 дней

GQ
Песнь льда и пламени Песнь льда и пламени

Сказка «Серебряные коньки» станет звездным часом для этих питерских актеров

Vogue
Девушка из «Завтрака у Тиффани»: как Маргарет Литтман вдохновила Трумена Капоте и собрала миллионы долларов на борьбу с ВИЧ Девушка из «Завтрака у Тиффани»: как Маргарет Литтман вдохновила Трумена Капоте и собрала миллионы долларов на борьбу с ВИЧ

Какой была Маргарет Литтман — прообраз героини Хепберн в «Завтраке у Тиффани»

Forbes
Анкета: Алиса Брострем Анкета: Алиса Брострем

13‑летняя Алиса Брострем — модель, блогер с более 100К подписчиков

Glamour
Одна вокруг света. Вход воспрещен или как застрять на границе между Малайзией и Тайландом Одна вокруг света. Вход воспрещен или как застрять на границе между Малайзией и Тайландом

94-я серия о кругосветном путешествии Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Польза куркумы: доказанные преимущества специи для организма и рецепт золотого молока Польза куркумы: доказанные преимущества специи для организма и рецепт золотого молока

Положительные эффекты и противопоказания приема куркумы и напитков с ней

Playboy
Новые технологии Renault. Вариаторы Новые технологии Renault. Вариаторы

На что способен новый вариатор Renault?

4x4 Club
Как Елена Крыгина уехала из Сургута учиться PR и построила бьюти-империю. Главное из подкаста Forbes «Кассовый разрыв» Как Елена Крыгина уехала из Сургута учиться PR и построила бьюти-империю. Главное из подкаста Forbes «Кассовый разрыв»

Елены Крыгина о том, как превратила детское увлечение в бизнес

Forbes
Правила жизни Скарлетт Йоханссон Правила жизни Скарлетт Йоханссон

Правила жизни американской актрисы

Esquire
«В классической музыке господствует патриархат»: пианистка Полина Осетинская — о плате за оппозиционность и женщинах в профессии «В классической музыке господствует патриархат»: пианистка Полина Осетинская — о плате за оппозиционность и женщинах в профессии

Интервью с пианисткой и лауреаткой премии «Триумф» Полиной Осетинской

Forbes
Современный альфонс: как не попасться на удочку Современный альфонс: как не попасться на удочку

Что делать, чтобы уберечься от альфонса?

Cosmopolitan
Открыть в приложении