Александр Петров — о звериной серьезности, православии, «Веноме 2» как примере для подражания и о том, как он спасает детей своими фильмами
Только что Александр Петров снимался в большом множестве крупнобюджетных отечественных фильмов, считался важнейшим российским актером момента, и вот он вдруг по ощущениям поменял вектор развития — снялся в греческом фильме «Человек божий» о святом Нектарии Эгинском, сам срежиссировал короткометражный фильм «Ангел» (вошел в программу «Кинотавра»), где сыграл несостоявшегося большого артиста. Еще жив в памяти эпизод, как актер чрезвычайно экспрессивно читал стихи на праздновании дня Победы — тоже звоночек. Кинокритик Егор Беликов забеспокоился, как бы чего у Петрова не случилось критического, и сходил с ним по душам поговорить.
Как у вас дела вообще? Я просто волнуюсь, если честно.
За что?
За вас. Сейчас я скажу, вы ответьте сначала, как у вас дела.
Очень хорошо, прекрасно.
У меня такое ощущение, что в последнее время вы стали много нового пробовать, срежиссировали короткий метр, в греческом православном фильме «Человек божий» снялись. Фильм «Ангел» показывает, что вы довольно самоиронически относитесь к своему текущему статусу, подвергаете себя сомнению в этой кинофантазии. Складывается ощущение, что происходит какой-то внутренний слом.
Происходит, безусловно. Мне кажется, это здорово. Я вчера думал по поводу греческого фильма — он стал люфтом, который был мне давно необходим. Это совершенно новая история, непохожая на выходившие в последние годы фильмы — в основном большие, громкие, серьезные. Ну, комедий, кстати, немного было, «Полицейский с Рублевки», наверно, «Лед» — такая более комедийная в общем история, мелодраматичная, скажем так. Но то, что происходило на съемках в Греции, я ощущал как переформатирование.
Что видно, конечно, и в короткометражке. У меня было ощущение, что Кощей в моем лице над златом чахнет: не трогайте святое, не трогайте фильм «Т-34», «Текст» и так далее. Нет, это было очень круто, но хочется идти дальше. Я очень серьезно отношусь к этим фильмам и вообще считаю, что к любой профессии нужно подходить ответственно, но без перегибов. Мне никогда не казалось, что мы, актеры, режиссеры, люди искусства, спасаем жизни людей. Мы делаем любимое дело, да, но мы не хирурги, не супергерои. Иногда надо быть проще, чуть легче, чуть скромнее, чуть спокойнее. Наверное, от этой потребности и возникла короткометражка «Ангел».
Все обсуждения на «Кинотавре» сводились к «мы не ожидали такой самоиронии от Саши Петрова».
Да-да, но мне кажется, это и здорово, что прочитали эту самоиронию, а не, наоборот, какое-то восхваление себя. Поэтому я очень доволен результатом, это та самая самоирония, которой очень не хватает в нашем современном российском кино.
Я думал этот вопрос попозже задать, но раз вы очень дружелюбно настроены, а я очень не хотел обидеть...
А вы не обидите вопросом никогда, это же разговор.
Мне не дает покоя ваше выступление со стихотворением «Мое поколение» на празднике Дня Победы. Вы же наверняка знаете, как его приняли в итоге?
Да, конечно.
Какая история у этого выступления? Как так получилось?
Объясняю.
Вот видите, вы напряглись.
Ну слушайте, вы же не психолог, а всего лишь журналист. Я же не на сеансе психотерапии. Поэтому могу и напрягаться, и не напрягаться. Я не напрягаюсь нисколько.
Я не могу сказать, что это болезненно на мне сказалось. Во-первых, надо понимать формат мероприятия: прямой эфир, все очень серьезно. Я знаю, что эти эфиры каждый год случаются, и большинство артистов читают стихотворения чуть ли не с листа без какого-то личностного отношения. Но я так не умею и не могу. Концерт проходил в Волгограде, и я понимал, что подо мной — горы трупов парней и девчонок моего возраста. Каково им было? Какие страхи они испытывали? Если честно, меня всего разрывало изнутри. Как раз эта эмоция и вышла.
А дальше пошла реакция, потому что у нас же все разбираются, как читать стихи, как играть в футбол, как снимать кино. Многие уважаемые люди, напротив, писали в том же фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что прочтение стихотворения навзрыд — это и есть обнажение человека, артиста. Я в ту минуту почувствовал стихотворение так. Зато честно.
А насколько вы самокритичны? Бывает ли, что вам не нравится, каким получился фильм, в котором вы снялись, и вы об этом говорите?
Ты должен защищать свой фильм. Я так делаю, и коллег призываю. Бывают такие моменты, когда что-то не получилось, безусловно, и ты это понимаешь — где-то не нащупали, где-то недоработали сценарий, где-то нужно было по-другому сыграть или снять. Я не могу сказать, что у меня есть кино, которое я считаю эталоном или пересматриваю каждый день. Иногда думаю, что в том или ином фильме я бы уже так не сыграл, но понимаю, что, когда снимался, был в другом возрасте, с другими мозгами, другой степенью искренности и включения. Я избегаю дотошного самокопания и самобичевания.