Правда о Синдбаде-мореходе
Как арабы стали мореплавателями, в точности неизвестно. Не сохранились ни тексты, ни рисунки или другие свидетельства. Возможно, искусства судостроения и навигации были позаимствованы в Византии. Любопытно, что некоторые морские термины арабского происхождения используются до сих пор: адмирал, баржа, бушлат, галера, муссон… И астрономические тоже, ведь без знания астрономии плавание в открытом море невозможно: зенит, надир, названия многих звёзд, например Альдебаран, Вега, Денеб.
1200 лет назад в среде арабских моряков, ходивших между портами Аравии, Восточной Африки и Индии, сложилась сага о семи плаваниях арабского купца Синдбада. Это были истории о том, как в странствиях по морям купец встречался с людоедами, злыми волшебниками, джиннами, огромной птицей, рыбой величиной с остров… Первое письменное упоминание о Синдбаде содержится в хронике 934 года. Видимо, примерно в это же время рассказы о его путешествиях вошли в появившийся ещё раньше сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
Герой сказок Синдбад жил во времена халифа Харуна ар-Рашида (763/766 — 809 годы). Арабы бороздили Индийский океан, высаживались на берегах Африки, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка), Китая, на Никобарских и Мальдивских остро-вах. Они освоили дальнее мореплавание за восемь столетий до первых европейцев, попавших туда с флотилией португальца Васко да Гама. Стоит заметить, что до той поры арабы, дети пустынь, предпочитали путешествовать на верблюдах по суше, ведь в их землях древесина для строительства кораблей почти отсутствовала.
Когда везир предложил халифу Омару (592—644) захватить Кипр, Омар ответил отказом: «Море — бесконечная равнина, на которой даже большой корабль — всего лишь щепка; ничего, кроме неба вверху и солёной воды внизу». Разговор состоялся около 640 года. А уже через тридцать лет один китайский путешественник сообщал, что плыл из Гуанчжоу в Палембанг (Суматра) на арабском судне.