О чем пишут научно-популярные журналы мира
Город без автомобилей
В центре Мадрида с осени 2018 года запрещено движение автомобилей, кроме электромобилей, машин, принадлежащих жителям центра, и спецтранспорта. Такая тенденция не редкость. Во многих крупных городах мира ежегодно проводят «дни без автомобиля». Мехико, Афины и Рим собираются запретить дизельные автомобили. У таких мер есть резон. По данным Института глобального здоровья (Барселона, Испания), из-за загрязнений, выбрасываемых в воздух автомобилями, в мире ежегодно гибнут 184 000 человек, преимущественно от болезней сердца и лёгких. Автомобили и поддерживающая их инфраструктура занимают до 60% площади города. Недавние исследования показали, что интенсивное уличное движение может привести также к развитию деменции (болезни Альцгеймера): у людей, живущих по сторонам крупных городских проездов, на 7% чаще возникает это заболевание. Видимо, сказывается влияние выхлопных газов. Автомобили ещё и производят парниковые газы, ведущие к глобальному изменению климата. Не говоря уже о том, что под колёсами автотранспорта в мире ежегодно гибнут более миллиона человек, а получают более или менее тяжёлые ранения 78 миллионов.
Частичный запрет на автомобили там, где он осуществлён, уже приносит явные плюсы. В Париже в «день без автомобиля» 16 сентября 2018 года содержание удушающей двуокиси азота вдоль крупных улиц снизилось на 41%, а уровень шума — на 5%. В Брюсселе содержание сажи в воздухе в тот же день снизилось на 80%.
С 2007 года, чтобы днём проехать через центр Стокгольма, надо заплатить от 15 до 35 крон, в зависимости от часа дня (с полуночи до 6.30 утра проезд бесплатный). После введения этой меры уменьшилось количество случаев астмы у детей. В центре испанского города Понтеведра (площадь 117 км2) с 1999 года не было случаев гибели или травмы под колёсами — автомобили здесь запрещены. И более 80% школьников города ходят в школу пешком.
У городов, желающих сократить автодвижение, есть три возможности: запретить двигатели внутреннего сгорания, оставив электромобили; запретить любые автомобили и изменить планировку города и организацию движения таким образом, чтобы пешее хождение, велосипеды и общественный транспорт стали более удобными, чем свой автомобиль. Эколог Одри де Назелл из Имперского колледжа в Лондоне считает, что лучше всего запретить движение всех автомобилей, кроме принадлежащих инвалидам и городским службам. По результатам компьютерного моделирования, здоровье горожан улучшится в 30 раз за счёт сокращения ДТП, оздоровления воздуха и увеличения физической активности населения.
Но, скорее всего, для подавляющего большинства городов полный отказ от автомобилей был бы нереальным. С 2015 года в Осло (Норвегия) многие улицы превращены в пешеходные и велосипедные, в центре города запрещена парковка. Продлены трамвайные линии, снижены цены на проезд на городском транспорте, покупателям электровелосипедов мэрия даёт субсидию. В результате воздух города стал одним из самых чистых в Европе.
Однако не все согласны с этими современными тенденциями. В Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) жители Осло завели страничку против запрета автомобилей в городе, наполненную жалобами на ограничение личной свободы передвижения, сокращение торговли и туристических услуг. «Осло стал городом-призраком!» — пишет один из пользователей. Но, в конце концов, отвечает мэрия, запрет на курение в общественных зданиях тоже ущемляет свободу личности, и всё же после некоторого периода жалоб курильщики успокоились и курят у себя дома — или просто отказались от вредной привычки.
Проекты замедленного действия
К северу от Осло, в большом лесу, пять лет назад заложили плантацию елей. Здесь осуществляется проект шотландской художницы Кэти Патерсон «Библиотека будущего». Ели должны расти сто лет, до 2114 года, после чего их срубят и пустят на бумагу, на которой напечатают ограниченным тиражом роскошные издания книг известных писателей. Авторов, отбираемых специальным жюри, призывают присылать свои произведения с условием, что ранее ста лет они не будут опубликованы и никто (включая администрацию проекта) их не прочитает. Пока включены книги трёх американцев, одного турка, одного исландца и одного южнокорейского литератора. Некоторые оптимисты уже сейчас покупают сертификаты на подписку, оставляющие за потомками купившего этот документ право на получение книжного раритета. Сертификат стоит около тысячи евро. А через сто лет в библиотеке Осло создадут специальный зал или даже отдельную пристройку для изданий «Библиотеки будущего», где их сможет прочитать любой человек, даже если его предки не вносили денег.