Геймпад для управления и никакой сертификации: что известно об OceanGate, батискаф которой затонул возле «Титаника»
Компания утверждала, что разработала судно с NASA, Boeing и Университетом Вашингтона, но партнёры опровергли участие в строительстве.
18 июня 2023 года коммерческий батискаф «Титан» пропал без вести во время погружения к обломкам «Титаника» на глубину 3750 м. Береговая охрана США прогнозировала, что кислорода на борту хватит на 96 часов.
22 июня служба обнаружила обломки в районе поисков, а позже подтвердила, что это части корпуса «Титана». OceanGate, компания-оператор глубоководного судна, объявила, что все члены экипажа погибли.
The Wall Street Journal со ссылкой на чиновников, участвовавших в поисках, и высокопоставленного представителя ВМС, сообщила, что военно-морские силы США зафиксировали аномальный звук — когда разрушился корпус батискафа. Это произошло спустя несколько часов после погружения вблизи района, где нашли обломки судна.
На борту находились пять человек, из них трое — туристы, которые заплатили за погружение по $250 тысяч каждый:
- Хэмиш Хардинг — британский миллиардер и путешественник, владелец компании Action Aviation по продаже и эксплуатации авиатехники. Он участвовал в исследовании Марианской впадины в 2021 году, а в 2022-м совершил полёт в космос на корабле New Shepard компании Blue Origin Джеффа Безоса.
- Шахзада Давуд — пакистанский бизнесмен. Семье Давуд принадлежит холдинг Dawood Hercules, в который входит компания по производству удобрений Engro Corporation.
- Сулейман Давуд — сын Шахзады.
- Поль-Анри Наржоле — бывший военный водолаз, исследователь «Титаника» и пилот субмарины.
- Стоктон Раш — сооснователь и гендиректор OceanGate.
Стать как Джеймс Ти. Кирк
61-летний Стоктон Раш вместе с Гильермо Сенлейном (покинул компанию в 2019-м) основал OceanGate в 2009 году. Фирма занимается разработкой решений для глубоководных погружений и морскими исследованиями, а с 2021 года устраивает туристические экскурсии к обломкам «Титаника». В общей сложности она провела 13 экспедиций.
В 2010-м Раш учредил некоммерческую OceanGate Foundation, которая содействует изучению океана, выделяет гранты на научные и археологические морские исследования.
В детстве Раш мечтал стать астронавтом. В подростковом возрасте отец познакомил его с Питом Конрадом — одним из американских космонавтов, высаживавшихся на Луну. Тот посоветовал юному Рашу стать пилотом.
В 1981 году, в возрасте 19 лет, Раш получил лицензию, но стать военным пилотом не смог — из-за ограничений по зрению. После он уехал в Сиэтл и устроился в компанию McDonnell Douglas инженером по испытаниям самолётов F-15 Eagle.
В 1984-м Раш закончил Принстонский университет по специальности инженера аэрокосмической промышленности, в 1989-м — Школу бизнеса имени Уолтера Хааса.