О чём пишут научно-популярные журналы мира
Животным — права трудящихся?
В 1888 году французский журнал «La Revue Socialiste» опубликовал краткую заметку с оригинальным не только для того, но и для нашего времени предложением: предоставить работающим животным определённые права. Автор рассматривал животных как рабочих, почти таких же, как люди, и тоже нуждавшихся в защите. Историю проблемы, острота которой только выросла к нашим дням, рассматривает французский журнал «L’Histoire».
Конечно, сейчас человек нечасто использует силу животных, однако в прошлом они служили источником не только пищи и материалов (меха, шерсти, кожи, молока), но и физической силы. Других возможностей вплоть до начала индустриализации было мало, разве что сила ветра и падающей воды, применявшаяся в мельницах. Но и в ХХ веке, уже в эпоху пара и бензина, землю долгое время пахали, а затем собирали урожай с помощью четвероногих — в Великобритании и Германии в основном лошадей, на юге и востоке Европы — главным образом быков. Роль лошадей как средства транспорта упала после прокладки железных дорог, а во многих странах — и после развития водных путей, когда реки соединили каналами и шлюзами. Но для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния конская тяга долго оставалась вне конкуренции. Так, на улицах Парижа количество лошадей с 1840 по 1880 год выросло вдвое, в Лондоне на 1905 год их насчитывалось полмиллиона, в США в 1910 году, уже перед самым началом автомобильного бума, конское поголовье составило 27 миллионов. По всему миру лошади трудились не только на транспорте, но и на откачке воды в шахтах, на доставке шахтёров к рабочему месту и на поверхность, а также для подъёма на-гора результатов их труда. Именно шахтёрские лошади в итоге позволили развиться паровым машинам и железным дорогам, развозя уголь из глубин земли к местам его потребления. Лошади приводили в движение ткацкие станки, в прачечных — стиральные машины в виде барабанов, вращающихся в мыльной воде, а на лесопилках — пилы. В 1890 году в сельском хозяйстве Франции трудились два миллиона лошадей, в армии — 140 000, в городском транспорте — 800 000. Ещё в 1930 году журнал по коневодству писал, что «лошадь насущно необходима для жизни и процветания нации. И эта её роль останется навсегда, сколько бы усовершенствований автомобильная промышленность не вводила бы в свои изделия». Для задач полегче использовали собак, например, при развозе по городу мелких грузов и для вращения машин, сбивающих из молока масло.
Французский врач и филантроп Жан-Батист Дюпон в сочинении «О средствах к улучшению здоровья рабочих в Лилле» (1826) писал: «Лошадь трудится не более 8 часов в день, за это время ей дают две-три передышки, её обеспечивают всем необходимым. Заболеет — немедленно лечат. Человек работает 16 часов в сутки почти без перерыва; он плохо одет, плохо питается, падает от усталости, страдает от жажды… На тяжёлой работе он может умереть от чахотки. Лошадь стоит немалых денег, её не всегда легко сразу заменить другой, а люди — подумаешь, их полно везде! Невольно они завидуют конской судьбе».
После Первой мировой войны использование физической силы животных пошло на убыль — война стимулировала развитие техники, хотя и во Второй мировой войне в армиях оставалось немало лошадей. Но в целом ХХ век привёл службу животных человеку если не к концу, то к важным изменениям. Остались немногие должности: полицейские (сюда относятся не только ищейки, но и те, кто умеет искать погребённых под завалами) и пастушьи собаки, да ещё провожатые слепых. Имеются и более экзотичные вакансии, в том числе появляющиеся прямо у нас на глазах: диагноз болезней по запаху, чем занимаются теперь не только собаки, но и насекомые и даже черви (см. «Наука и жизнь» № 12, 2021 г., с. 60)