О чем пишут научно-популярные журналы мира
На Марсе появятся рудокопы
Чтобы доставить на Марс 1 кг чего бы то ни было — воды, воздуха, оборудования, — нужно затратить 225 кг ракетного горючего. И в ближайшие несколько десятилетий это соотношение вряд ли изменится. Если человечество намерено установить свою колонию на Красной планете, воду, кислород и горючее надо делать на месте. О работе над этой проблемой в НАСА рассказал американский журнал «IEEE Spectrum».
Поверхность Марса покрыта слоем реголита — вулканических пород, со временем превратившихся в тонкий порошок. Под слоем окисленных железосодержащих минералов, придающих поверхности планеты красноватый оттенок, лежит более толстый слой силикатных пород — оливина, пироксена и полевого шпата, состоящих из соединений кремния, кислорода, железа, алюминия и магния. Как добывать эти минералы, чтобы получить из них нужные соединения? Экскаватор не годится, доставить его на Марс было бы слишком сложно и дорого. Поэтому инженеры НАСА построили небольшой автономный агрегат, способный копать реголит, используя для этого два ковшовых ротора. Они вращаются в противоположных направлениях, захватывая рыхлый грунт. По задумке разработчиков, такая машина, заполнив свои роторы, будет подъезжать к перерабатывающему модулю и разгружать накопанный материал. Здесь реголит нагреется, при этом выделится содержащаяся в нём вода. В некоторых районах Марса её очень мало, в других — до 8% от веса грунта, в третьих — на глубине 1 м или чуть глубже лежат слои льда. То, что осталось после выделения воды, можно применять как строительный материал для создания марсианской научной станции, дорог и посадочных площадок.
Полученная вода после очистки многоступенчатыми фильтрами и деионизации, пока на Марсе нет людей, пойдёт не для питья, а на ракетное топливо. Её разделят электролизом на водород и кислород — а это и есть топливо для ракет. Но хранить водород можно только при крайне низких температурах, а поддерживать их даже на очень холодном по сравнению с Землёй Марсе сложно и дорого. Поэтому инженеры намерены превращать водород в гораздо более простой в обращении газ — метан. Для этого водород надо соединить с углеродом. К счастью, углерода на Марсе полно — его атмосфера на 96% состоит из углекислого газа. В ходе давно известной химикам реакции Сабатье с участием катализаторов из водорода и двуокиси углерода получается метан, а как побочный продукт — ещё и вода. Идея состоит в том, чтобы задолго до высадки людей доставить на Марс небольшой контейнер с системой, которая к прибытию астронавтов успеет наработать горючее для обратного пути, а также воду и кислород на весь период пребывания первой экспедиции на Красной планете (порядка полутора лет). По оценкам, примерно за 16 месяцев система должна будет запасти около 7 т жидкого метана и 22 т жидкого кислорода, который гораздо проще в хранении, чем жидкий водород. Отдельные компоненты системы уже испытаны на Земле (вместо марсианского реголита взяли 100 т перемолотой в пыль земной вулканический породы).
Конечно, предстоит решить ещё много проблем: как выбрать наилучшее место для посадки, где в реголите или под ним больше воды, как покажет себя на Марсе земная техника без присмотра людей…
Отложите телефон!
По британской статистике, средний англичанин проводит на своём сотовом телефоне по 145 минут в день, то есть более 36 дней за год. Как пишет английский журнал «BBC Science Focus», психиатрические лечебницы, раньше принимавшие под свой кров алкоголиков и наркоманов, теперь лечат и от телефонной зависимости. Корреспондент журнала побеседовал со специалистом в этой области доктором Ричардом Грейамом, который заведует отделением технологических видов зависимости в одной из лондонских больниц. Его пациенты в основном люди молодые.
Старшеклассник Райан после школы ежедневно проводит за экраном телефона, планшета или ноутбука от 8 до 10 часов, в основном на YouTube. Холли ежеминутно проверяет на смартфоне, сколько новых фолловеров приобрёл её блог в социальной сети Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Олли, парень 22 лет, из-за травли одноклассниками ещё в школе ушёл в иллюзорный мир Сети, да так там и остался. Увлекался играми и интернет-кинотеатром Netflix. После лечения он «очнулся» и теперь с сожалением говорит, что многое пропустил в своей жизни: знакомства с девушками, дружбу со сверстниками, игры на свежем воздухе — словом, нормальную жизнь подростка и юноши... Такое нездоровое увлечение, как показали медики, связано с депрессией, бессонницей и тревожным состоянием.