История единственной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря

Наука и жизньКультура

Калязин. Фрески затопленного монастыря

Зоя Золотницкая, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

Макет Троицкого собора Троице-Макарьева монастыря. Реконструкция на XVII век. Макет выполнен архитекторами И. И. Леонидовым и М. Н.Чалым. 1940 год

Под таким названием в сентябре 2020 года в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась новая экспозиция, посвящённая результатам многолетней работы по изучению и сохранению единственной в своём роде коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря. В экспозиции — фрагменты стенописи из собраний Музея архитектуры им. А. В. Щусева и Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, а также чертежи, представляющие архитектуру монастыря и документальные свидетельства деятельности экспедиции, работавшей в Калязине зимой 1939—1940 годов. Особое внимание уделено проблемам сохранения древней фресковой живописи, а также результатам современной научной реставрации, проведённой на кафедре реставрации монументальной живописи Академии С. Г. Строганова.

Бóльшая часть фрагментов настенной живописи Троицкого собора хранится в Музее архитектуры, остальные — в собраниях Калязинского краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, Музея древнерусского искусства и культуры им. А. Рублёва.

Велик список утрат отечественных памятников разных эпох, случившихся на протяжении прошлого века. В списке том и десятки городов, сёл, монастырей, усадеб и храмов, разобранных, затопленных, переселённых в связи с созданием в 1930-х годах на верхней Волге трёх плотин и гидроэлектростанций. Осуществление проекта «Большая Волга» превратило воды реки в цепь огромных водохранилищ, по-глотивших большие пространства древних земель. В 1937 году появилось Иваньковское водохранилище, в 1940-м — Угличское и Рыбинское.

Всех, кто когда-либо путешествовал по тверским землям верхней Волги, не могла не впечатлить высокая стройная колокольня, стоящая посреди волжских вод в городе Калязине. Чудом сохранилась она от ансамбля городского Николаевского собора после того, как большая часть Калязина была затоплена в 1940 году Угличским водохранилищем.

История некогда богатого волжского купеческого города Калязина началась с создания двух древних монастырей и примыкавших к ним подмонастырских слобод. Первым на правом берегу Волги возник монастырь Николы на Жабне в том месте, где стоит сейчас посреди воды знаменитая колокольня. На противоположном, левом берегу в первой половине XV века монах Макарий основал обитель — Троицкий Калязин монастырь, названный так по имени владельца земель боярина Ивана Коляги (Колязы). Выросшие монастырские и ремесленные слободы, соединённые с соседним селом Пирогово, в 1775 году получили статус города. В 1776 году был утверждён и в основном к началу XIX века осуществлён регулярный план городской застройки, который ещё заметен в старой части Калязина. К концу XVIII века Калязин был богатым торговым и промышленным купеческим городом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся каменные дома горожан и крупные общественные постройки XIX — начала XX веков: здания механико-технического училища (1902—1905) и Городской управы (1881—1883), земская больница (1909).

В центре города к началу XX века от бывшего Никольского монастыря остался крупный храмовый комплекс: Никольская церковь (1693—1694), колокольня (1794—1800), церковь Иоанна Предтечи (1791—1792).

Напротив него, на левом берегу Волги, располагался обширный ансамбль первоклассного мужского Троицкого Макарьева монастыря. Началом его пятисотлетней истории принято считать 1434 год. Именно тогда будущий преподобный Макарий Калязинский, в миру Матвей, сын кашинского боярина Василия Кожи, построил в пустынном тогда месте свою монашескую келью. До начала XVI века все постройки монастыря были деревянными. В 1521—1523 годах на месте обветшавшего Троицкого храма на средства дмитровского купца Михаила Воронкова возвели каменный. При строительстве были обретены нетленные мощи скончавшегося в 1483 году Макария, с тех пор ставшие местом особого поклонения из-за чудодейственных случаев исцеления.

Облик Троицкого собора по желанию заказчиков должен был напоминать об архитектуре Успенского собора Московского Кремля, долгое время бывшего образцом для крупных храмовых построек.

В 1525 году на вклад удельного князя Дмитровского Юрия Ивановича к юго-западу от собора была построена из кирпича Борисоглебская трапезная церковь с редкой по архитектуре обширной одностолпной палатой.

Уже в XVI веке монастырь приобрёл славу одного из богатейших и самых почитаемых в России. Обитель, славившуюся своим благочестием и чудотворными мощами, посещали и даровали вкладами смиренные царственные богомольцы. По летописным источникам известно, что царь Иван Грозный был здесь в 1544 и 1553 годах. Борис Годунов, приехав в 1599 году, пожертвовал монастырю первую серебряную раку для мощей преподобного Макария (увезённую поляками в 1610 году). Бывал здесь царь Алексей Михайлович, самый щедрый жертвователь. В 1654 году от чумы в монастыре скрывалась семья царя Алексея Михайловича — царица Мария Ильинична Милославская с сыном. Вместе с ними пребывал здесь патриарх Никон, пожаловавший игумену монастыря сан архимандрита. Известно, что молодой Пётр Первый совершал в монастырь потешные походы из подмосковного села Преображенского. Императрица Екатерина II во время путешествия по Волге в 1767 году от Твери до Казани останавливалась в Калязинской обители. Посещали её и император Александр II в 1837 году, и великий князь Владимир Александрович в 1892-м.

Калязинский монастырь был известен не только как монашеская обитель, но и как крепость-сторож Московского государства. Дело в том, что он занимал стратегически важное место на пути из Москвы в северные земли и стоял на переправе через Волгу. В монастыре имелась оружейная палата, где находилось и изготавливалось оружие, был и пороховой погреб. А в казённой палате хранились запасы снаряжения, продовольствия, одежды на случай осады. Располагалась в монастыре и небольшая военная дружина.

В первом зале экспозиции на фоне фотоувеличения с изображением иконостаса Троицкого собора — фрагменты фресок «Спас на престоле», «Царь Алексей Михайлович среди молящихся праведников», «Царица Мария Ильинична среди молящихся святых жён» и летописный фриз с датой создания настенной росписи

События Смутного времени тяжело отразились на судьбе Троицкого монастыря, он стал местом жестоких сражений с польско-литовскими интервентами. И если первое нападение полков гетмана Сапеги удалось отбить благодаря умелым и смелым действиям войска молодого князя М. В. Скопина-Шуйского, то в 1610 году монастырь был взят штурмом, разграблен и сожжён польским отрядом Лисовского. Были убиты его монахи и защитники во главе с героически сражавшимся воеводой Давидом Жеребцовым.

Пострадавшие от пожара храмы и по-стройки обители возобновлялись после окончания Смутного времени. Учитывая важность Калязинского монастыря в оборонительном отношении, царь Михаил Фёдорович издал указ о сооружении в монастыре прежде всего каменных стен. В 1644—1648 годах под руководством каменных дел мастеров Марка и его сына Ивана Шарутиных были воздвигнуты мощные крепостные стены с башнями, «бойницами косого боя», «осадными стоками», ловушками во входных воротах в обитель.

Троицкий собор, сильно пострадавший в период польско-литовской интервенции, к 1654 году восстановил на средства монастырского старца, в миру Леонида Высоцкого, зодчий Аверкий Мокеев. Крупный пятиглавый храм приобрёл тогда паперть, охватившую его с запада, севера и юга, симметрично южному появился северный придел, был украшен новыми настенными росписями. Их создавала артель из шестнадцати «кормовых государевых живописцев», принимавших ранее участие в росписи Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Летописный пояс, выполненный красивой вязью и опоясывавший стены собора ниже росписей, сохранил их имена: Симеон Абрамов, Василий Ильин, Иван Феофилактов с братом Михаилом, Семён Яковлев, Пётр Яковлев, Андрей, Илья, Василий Фёдоровы, Семён Стефанов, Иван Алексеев, Иван Самойлов, Григорий Данилов, Симеон Павлов.

Вид второго зала экспозиции. Фрагменты фресок из циклов «Страшный суд» и «Апокалипсис»

Стиль калязинских росписей отражал характерные черты русской монументальной живописи середины XVII века. Высокий уровень исполнения соответствовал лучшим произведениям стенописи того времени. Система росписи Троицкого собора была традиционной и содержала сцены ветхозаветной истории, рассказ о земной жизни Иисуса Христа, его крестном подвиге и чуде Воскресения, Страшном суде.

На протяжении XVII—XVIII веков (до Екатерининской секуляризации церковных земель) Троицкий монастырь обладал большим вотчинным хозяйством, был крупным землевладельцем. Известно по документам, что в период своего расцвета он владел 13 сёлами, 200 деревнями, 12 тысячами крепостных крестьян. В Москве монастырь имел собственное подворье в Китай-городе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
«Самое сложное — сохранять рассудок»: если близкий болен шизофренией «Самое сложное — сохранять рассудок»: если близкий болен шизофренией

Сохранить психическое здоровье, когда рядом — человек с ментальным расстройством

Psychologies
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
Как студент Физтеха попал в инвестфонд и получил право распоряжаться миллиардами рублей Как студент Физтеха попал в инвестфонд и получил право распоряжаться миллиардами рублей

История успеха управляющего партнера «ТилТех Капитала» Андрея Кобякова

Forbes
Кремний с нанопорами — материал с неисчерпаемыми возможностями Кремний с нанопорами — материал с неисчерпаемыми возможностями

Нанопористый кремний — перспективный материал для микроэлектроники и биомедицины

Наука и жизнь
Секреты даосских практик: три упражнения, которые вернут лицу красоту Секреты даосских практик: три упражнения, которые вернут лицу красоту

Ваша осанка подскажет, как сохранить красоту тела надолго

Psychologies
От депрессии до пищевой аллергии От депрессии до пищевой аллергии

Почему болит голова после сна?

Лиза
Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия Алина Фаркаш о том, как мужчины поддерживают культуру насилия

Алина Фаркаш рассуждает о том, почему мы все живем в культуре насилия

Cosmopolitan
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Популярная механика
Все дороги ведут в стрим Все дороги ведут в стрим

Разбираемся, что лучше смотреть на стриминговых сервисах, доступных в России

Playboy
Охота на должников. Несколько историй от ГИБДД о злостных нарушителях Охота на должников. Несколько историй от ГИБДД о злостных нарушителях

ГИБДД отрыла охоту на злостных неплательщиков штрафов

РБК
Досадно, обидно: как не сломаться, если вы стали жертвой мошенников Досадно, обидно: как не сломаться, если вы стали жертвой мошенников

Все мы когда-то становились жертвами мошенничества

Psychologies
Шон Мендес: «Мне хочется донести до людей, что счастье мое не в статусе, а в музыке» Шон Мендес: «Мне хочется донести до людей, что счастье мое не в статусе, а в музыке»

Шон Мендес рассказал GQ, как перезапустил карьеру и задумался о здоровье психики

GQ
Андрей Евдокимов, глава «Байкал Электроникс»: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой» Андрей Евдокимов, глава «Байкал Электроникс»: «Либо вы принимаете риски, либо не занимаетесь микроэлектроникой»

Глава «Байкал Электроникс» о том, почему микроэлектроника сложнее космоса

Inc.
«Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего» «Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего»

Выращенное в лаборатории мясо и его преимуществам над животным аналогом

N+1
Родом из детства Родом из детства

Для того, чтобы похудеть, достаточно разобраться со своими детскими отношениями?

Худеем правильно
Ветер перемен: как эмигрант с Украины заработал состояние в $1,5 млрд на «зеленой» энергетике в США Ветер перемен: как эмигрант с Украины заработал состояние в $1,5 млрд на «зеленой» энергетике в США

Польски эмигрировал в Америку из Киева с $500 в кармане и четырьмя чемоданами

Forbes
Когда в России прошла первая собачья выставка? Когда в России прошла первая собачья выставка?

Как и когда прошла первая отечественная выставка собак

Культура.РФ
Взломанный робот-пылесос подслушал разговоры при помощи лазера Взломанный робот-пылесос подслушал разговоры при помощи лазера

Инженеры изобрели метод распознавания звуков с помощью робота-пылесоса

N+1
Самые лучшие знаки зодиака по мнению астрологов Самые лучшие знаки зодиака по мнению астрологов

Считаем, что родиться под любым знаком, – это прекрасно

Cosmopolitan
Игры на Андроид с сюжетом: топ-7 Игры на Андроид с сюжетом: топ-7

Топ игр для Андроид с сюжетом, среди которых также бесплатные приложения

CHIP
Выпускница Гарварда родом из СССР: чем известна новый президент Молдавии Майя Санду Выпускница Гарварда родом из СССР: чем известна новый президент Молдавии Майя Санду

Что известно о карьере, политических взглядах и достижениях президентки Молдавии

Forbes
Новые технологии Renault. Вариаторы Новые технологии Renault. Вариаторы

На что способен новый вариатор Renault?

4x4 Club
Мог ли мегалодон надвое перекусить судно Мог ли мегалодон надвое перекусить судно

Главный герой этого фильма — невероятная ископаемая акула, мегалодон

Популярная механика
Она вам к лицу Она вам к лицу

Что такое маскне и почему пандемия — не повод для проблем с кожей

Vogue
«Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели «Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели

Китайский двойник, особая версия для спецслужб и другие тайны Волги

РБК
Танцевала перед Scorpions: как Екатерина Шпица стала актрисой Танцевала перед Scorpions: как Екатерина Шпица стала актрисой

10 неожиданных фактов об актрисе Екатерине Шпице

Cosmopolitan
Про мэтчи и баны: топ-7 болезненных вопросов об онлайн-знакомствах главе «Мамбы» Про мэтчи и баны: топ-7 болезненных вопросов об онлайн-знакомствах главе «Мамбы»

Разбираем все причины, по которым мы ненавидим сайты и приложения для знакомств

Playboy
«Наша платформа — это eBay для интеллектуальной собственности» «Наша платформа — это eBay для интеллектуальной собственности»

Что происходит на музыкальном B2B-рынке?

Forbes
Стоит прислушаться Стоит прислушаться

Снижение слуха давно стало проблемой не только пожилых. Как не потерять слух?

Лиза
Открыть в приложении