Ядовитый свинец — защитник от радиации
У этого металла, несмотря на все его достоинства, не самая хорошая репутация. Считают, что он даже помог развалить Римскую империю и погубил арктическую экспедицию сэра Джона Франклина. Маленькие круглые кусочки свинца, а речь идёт именно о нём, несут смертельную опасность людям и животным. Соединения данного элемента стали причиной экологической катастрофы прошлого столетия, связанной с повсеместным использованием его в присадке к бензину. Однако свинец защищает нас от радиации, он помог установить точный возраст Луны, и с его помощью рождается кварк-глюонная плазма на Большом адронном коллайдере.
Разговор о свинце начнём с области, где уж совсем не ожидаешь его встретить, — с индустрии красоты, причём не где-нибудь, а в Древнем Египте! Решив проблемы с построением пирамид, египтяне озадачились вопросами снабжения своих правителей косметикой и парфюмерией. Ведь выглядеть красиво им хотелось ничуть не меньше, чем приобщиться к вечности, поэтому рынок древнеегипетского «мэйкапа» был весьма неплохо развит.
В качестве теней для глаз египтянки использовали чёрный сульфид свинца, а если требовалось сделать глаза чуть светлее, к сульфиду подмешивали белый карбонат свинца. В современной косметике солей свинца уже давно не встретишь, однако количество жировой основы в ней особо не поменялось, даже спустя несколько тысячелетий, — те же 7—10%. Правда, вместо растительных масел древние египтяне использовали, по-видимому, гусиный жир. Жители долины Нила применяли соединения свинца не только для подводки глаз, но и для окрашивания волос: они смешивали оксид свинца с гашёной известью и образовавшуюся пасту втирали в волосы. Ионы свинца взаимодействовали с серой, содержащейся в волосах в белке кератине, в результате чего образовывался сульфид свинца, придававший волосам чёрный цвет.
Из Древнего Египта переместимся в более позднюю, но не менее великую цивилизацию — Древний Рим, оставившую после себя римское право, вечные дороги и акведуки. На акведуках, а точнее, на римской водопроводной системе остановимся чуть подробнее. Кроме многокилометровых каменных каналов, по которым вода доставлялась в города, римляне пользовались свинцовым водопроводом. Некоторые жители скептически относились к качеству такой воды, тем не менее простота изготовления и прокладки свинцовых труб брала своё и их километрами укладывали в римскую землю. Однако некачественная вода вряд ли стала причиной заката империи, скорее, это было связано с общим кризисом, когда доступных природных и других ресурсов оказалось недостаточно для растущих аппетитов государства.
Золотой век свинца и его соединений наступил тогда, когда всем стали очевидны полезные свойства этого элемента, а его вред и опасность для здоровья ещё не воспринимались всерьёз. Художники Возрождения и те, кто пришёл им на смену, создавали полотна, используя свинцовые белила, виноделы добавляли оксид свинца в напитки, чтобы улучшить их вкус, хотя и не без летальных исходов, а горгульи на крышах готических храмов и домов утрачивали своё водосливное предназначение, уступая его более функциональным свинцовым водосточным трубам.
Теперь перенесёмся в ХХ век и поговорим о двигателях внутреннего сгорания. По сравнению с современными двигатели начала прошлого века имели очень скромные характеристики. Работать им приходилось на топливе, которое сильно отличалось от теперешнего бензина. Автомобильная промышленность требовала улучшения качества топлива, поэтому бензину срочно потребовался «допинг». В 1916 году американский изобретатель Томас Миджли предложил добавлять в него соединение тетраэтилсвинец, и тогда «несъедобный» для мотора бензин превратится в отличное высокооктановое топливо.
Пока автомобиль был очень дорогим, а значит, редким средством передвижения, содержание свинца в выхлопных газах особо никого не волновало. Однако чем больше людей обзаводилось собственным автотранспортом, тем острее становился «свинцовый» вопрос. До поры до времени на эту проблему удавалось закрывать глаза, но с 1970-х годов производители бензина постепенно начали отказываться от использования тетраэтилсвинца. Сегодня в России, да и во всём мире, для повышения октанового числа используется другая, намного более безопасная добавка — метилтретбутиловый эфир. Тетраэтилсвинец остался лишь в авиационных бензинах для легкомоторных самолётов и вертолётов.