Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техникаНаука

Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Адмирал Макаров, активно выступающий за освоение и развитие северных территорий России, в одном из своих выступлений привел такое образное сравнение: «Россию можно сравнить со зданием, своим фасадом обращенным к Северному Ледовитому океану. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколь Россия».

Так, зачем же нужны ледоколы России XXI века?

Чтобы это понять, вспомним, какие несметные сокровища хранит российская Арктика – обширный регион, во многом определяющий экономическое благополучие страны. Это уголь Печоры, апатиты Хибин, нефть и газ Ямала, золото Колымы, продукция Норильского медно-никелевого района, лес, пушнина Сибири. Все эти богатства лежат в приполярных областях страны. Их надо не только добыть, но и доставить в промышленные регионы своей страны либо отправить на экспорт. Не менее важно и движение во встречном направлении: чтобы обеспечивать нормальные условия жизни населения Заполярья, необходимо доставить туда великое множество разнородных грузов. Учитывая протяженность приполярных областей, их удаленность от прочих районов России при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры, а также суровый климат этого региона и масштабы необходимых перевозок, реально решить эту задачу под силу лишь морскому транспорту. К тому же Северный морской путь (СМП) – кратчайшая дорога из европейской части России на Дальний Восток. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет: через Суэцкий канал – 23200 км, через Панамский – 29400 км, а по СМП – 14200 км. Но поскольку из шести морей СМП лишь одно (Баренцево) остается незамерзающим, а четыре покрыты льдом в течение всего года, движение здесь судов без ледоколов невозможно. В самые последние годы традиционные проблемы, связанные с освоением Арктики, пополнились и военным аспектом.

Россия – родина ледоколов

Учитывая все эти обстоятельства, не вызывает удивления то, что первый арктический ледокол был задуман еще в конце XIX века именно в России. Правда, русской была лишь идея. В жизнь она была воплощена в Англии, на верфях которой в 1899 году родился первый в мире арктический ледокол «Ермак», прослуживший во льдах целых 64 года. Там же в 1916 году по заказу Российской империи был построен «Святогор», прототипом которого стал «Ермак», но с учетом последних достижений бурно развивающейся в Британии кораблестроительной индустрии.

Судьба этого ледокола складывалась очень непросто. В годы Гражданской войны и интервенции на Севере России он был сознательно затоплен красными в устье Северной Двины, но поднят интервентами-англичанами, доставлен в страну происхождения, отремонтирован и возвращен в строй, а по окончании Гражданской войны в 1921 году возвращен уже Советской России. В борьбе за его возвращение, проходившей на дипломатическом поле, значительная роль выпала на долю полпреда России в Англии Леонида Красина, после смерти которого в 1926 году «Святогор» получил его имя. Под этим именем он и вошел в анналы морской истории, совершив немало славных дел и на мирном, и на военном поприще. Жив он и поныне: сегодня ледокол, уже как корабль-музей, можно увидеть в Санкт-Петербурге пришвартованным у набережной Лейтенанта Шмидта.

Вплоть до середины 1930-х годов ледоколов собственной постройки СССР не имел. Доставшиеся от старой России ледоколы (в основном построенные в Англии) старели и изнашивались, а потребность в ледокольном флоте только нарастала.

В июне 1934 года под эгидой Иосифа Сталина была принята первая советская программа ледоколостроения. До начала Великой Отечественной войны на ленинградском Балтийском заводе были построены два паровых ледокола – «И. Сталин» и «В. Молотов». Война остановила дальнейшее строительство. После ее окончания еще не вышедший из разрухи СССР был не в состоянии строить собственные ледоколы. Обратились к Финляндии. Эта небольшая северная страна до середины XX века построила около 75% мирового ледокольного флота. Не был забыт и СССР. Для него была построена серия дизель-электрических ледоколов. Финские ледоколы составляли основу советского ледокольного флота до тех пор, пока им на помощь в Арктику не пришел «мирный атом».

Схема парового ледокола «И. Сталин»

Ледокол как он есть

Любой ледокол отличается от иных судов по целому ряду параметров. Прежде всего, по ареалу своего «обитания»: его можно встретить только в высоких широтах. Такая география определяет особо суровые условия, в которых работают ледоколы. Ни одно судно не сталкивается напрямую с таким силовым противостоянием стихии, как ледокол, в прямом смысле грудью пробивающий дорогу себе и идущему за ним каравану в тяжелых паковых льдах. И это самым непосредственным образом влияет на конструкцию ледоколов: определяет формы обводов и повышенную прочность корпусов, мощность силовых установок, форму и количество винтов, а также тип приводящих их в движение гребных двигателей.

Кроме того, с учетом климата нельзя не позаботиться и о конструкции надстроек, определяющих условия обитания экипажа. Поэтому корпус современного ледокола имеет бочкообразную безкилевую форму, рассчитанную на то, что сжимающие его льды будут выдавливать судно вверх. Правда, для этого необходимо, чтобы самая широкая часть корпуса располагалась выше ватерлинии. И форштевень, и ахтерштевень ледокола наклонены на 30 градусов к горизонтали, поскольку ледоколам нередко доводится двигаться во льдах как вперед, так и задним ходом. Важным фактором является соотношение длины и ширины корпуса, чем оно меньше, тем проще ледоколу маневрировать во льдах. А ширина корпуса еще и определяет ширину канала, прокладываемого во льдах. Самое уязвимое место ледокола – его винто-рулевая группа, поэтому и руль, и винты стараются спрятать под корму, чтобы, по возможности, защитить их от столкновений со льдом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Распад СССР: только факты Распад СССР: только факты

Распад СССР — историческая случайность или неизбежная катастрофа?

Дилетант
Вечный спор: Mercedes-Benz GLE или BMW X5? Вечный спор: Mercedes-Benz GLE или BMW X5?

Mercedes-Benz GLE или BMW X5: какая модель лучше?

4x4 Club
Александр Домогаров: Александр Домогаров:

Из театра я не уходил и надеюсь, что мне хватит моральных и душевных сил не уйти

Караван историй
Совместно нажитые проблемы: пять главных мифов о разводах Совместно нажитые проблемы: пять главных мифов о разводах

Пять популярных, но ошибочных убеждений о разводах

Forbes
Уилл Смит Уилл Смит

Уилл Смит вышел на сцену и дал пощечину ведущему

ЖАРА Magazine
Суздальская вертикаль власти Суздальская вертикаль власти

Раскопки вокруг города, который Юрий Долгорукий объявил столицей до Москвы

Наука
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Аттосекундное дело Аттосекундное дело

Пьер Агостини, Ференц Краус и Ан Люйе придумали, как разглядеть электрон

Наука
Осознанные сновидения: за и против Осознанные сновидения: за и против

Чего только не обещают нам адепты осознанных сновидений. Что это за явление?

Psychologies
Быстрее, выше, сильнее: как связаны спорт и либидо Быстрее, выше, сильнее: как связаны спорт и либидо

Можно ли повысить либидо, занимаясь спортом?

Правила жизни
Как это развидеть Как это развидеть

Что мешает нам стирать воспоминания

N+1
Конкурс страшных рассказов: «Квартирная магия», Анастасия Безган Конкурс страшных рассказов: «Квартирная магия», Анастасия Безган

Пощекочите себе нервы и прочитайте страшный рассказ на ночь

VOICE
Вопрос психологу: почему люди доверяют инфобизнесменам? Вопрос психологу: почему люди доверяют инфобизнесменам?

Почему так много людей верят инфомошенникам?

Правила жизни
Новогодняя революция Новогодняя революция

Кубинская революция произошла в очень удобное время для последующих торжеств

Дилетант
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

С каждым годом майнинг биткоинов требует больше ресурсов, но не останавливается

ТехИнсайдер
Всего две точки над «е»: приключения одной буквы Всего две точки над «е»: приключения одной буквы

Как и откуда взялась буква Ё?

Знание – сила
Роболапа с эластичной подошвой распознает тип поверхности на слух Роболапа с эластичной подошвой распознает тип поверхности на слух

Инженеры разработали чувствительную роболапу под названием TRACE Paw

N+1
Червь Морриса: как 35 лет назад любопытный студент чуть не погубил Интернет Червь Морриса: как 35 лет назад любопытный студент чуть не погубил Интернет

Это один из первых компьютерных вирусов, парализовавший почти все США

ТехИнсайдер
Индийские афалины украли наживку из ловушек для крабов Индийские афалины украли наживку из ловушек для крабов

Зоологи запечатлели необычное поведение дельфинов на видео

N+1
«Вырабатывайте привычку регулярно откладывать деньги» «Вырабатывайте привычку регулярно откладывать деньги»

Как научиться грамотно тратить и копить?

Деньги
Скитания Канье: зачем нам нужен Канье Уэст? Скитания Канье: зачем нам нужен Канье Уэст?

Почему Йе все еще интересен и музыкальной прессе, и широкой публике?

Правила жизни
Африканские пингвины отличают друг друга по черным точкам на белой груди Африканские пингвины отличают друг друга по черным точкам на белой груди

Уникальный набор черных точек на тельце помогает пингвинам различать друг друга

ТехИнсайдер
Образ свободы и приключений: почему мы романтизируем пиратов Образ свободы и приключений: почему мы романтизируем пиратов

Почему же мы так романтизируем этих зачастую жестоких и беззаконных людей?

ТехИнсайдер
Развлечение из детства с жуткой историей: когда придумали телефон из стаканчиков и нити и как он работает Развлечение из детства с жуткой историей: когда придумали телефон из стаканчиков и нити и как он работает

Многих на протяжении детства волновал вопрос, как работают ниточные телефоны

ТехИнсайдер
На прежние рельсы На прежние рельсы

Путешествие на поезде как способ перенестись в другую эпоху

Robb Report
Александр Сысоев — Forbes: «У меня не было мысли называть себя лидером индустрии» Александр Сысоев — Forbes: «У меня не было мысли называть себя лидером индустрии»

Александр Сысоев создал одну из самых успешных экосистем в ресторанной индустрии

Forbes
Как Мария Грекова создает «Нормальные места» для людей с особыми потребностями Как Мария Грекова создает «Нормальные места» для людей с особыми потребностями

Как запускать социальные проекты и трудоустраивать людей с инвалидностью

Forbes
Чем закусывали пиво в СССР? Чем закусывали пиво в СССР?

Сушки — одна из самых популярных закусок в советское время

Maxim
Дмитрий Леонтьев: Холодный ветер из Поднебесной Дмитрий Леонтьев: Холодный ветер из Поднебесной

Китайское вторжение в Россию — это усилия исключительно отечественного бизнеса

4x4 Club
Роза севера Роза севера

Самые могущественные во Франции «спонсоры» подарили Шартрскому собору розу

Вокруг света
Открыть в приложении