Самое время вспомнить основные вехи нелегкого пути изучения нашего спутника

Наука и ТехникаИстория

Лунная гонка. История поражений и побед

Анастасия Рогачева

Запуск ракеты-носителя «Союз—2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» и автоматической станцией «Луна–25» с космодрома «Восточный». 11 августа 2023 г. Источник: © Григорий Сысоев / РИА Новости

Победу отпраздновал случай. Ну что же, мы завтра продолжим! Владимир Высоцкий

В августе текущего года все, кто неравнодушен к изучению космоса, пережили тяжелое разочарование. Станция «Луна–25» после удачного запуска и выхода на орбиту Луны так и не смогла совершить посадку. Но была и радостная новость: спустя несколько дней индийская автоматическая лунная станция «Чандраян–3» успешно прилунилась. Увы, история освоения космоса состоит не только из победных реляций. Самое время вспомнить основные вехи нелегкого пути изучения нашего спутника космическими аппаратами.

История первой «Лунной гонки»

«Лунная гонка» началась в 1958 г. Тогда в ней смогли принять участие лишь две сверхдержавы – СССР и США. У всех на слуху американские космические аппараты «Пионер–10» и «Пионер–11», покинувшие Землю в 70-е гг. XX века и ушедшие в глубину космоса далеко за пределы орбит газовых гигантов, но перед первыми «Пионерами» ставилась задача выйти на лунную орбиту.

«Пионер–2» – американский зонд для исследования Луны. Источник: Wikipedia / NASA

В 1958 г. «Пионер–0» взорвался через 77 секунд после старта. «Пионер–1» завис на высоте 11 385 км и через 43 часа рухнул в Тихий океан, впрочем, успев добыть некоторое количество полезной информации. «Пионер–2» продержался 45 минут.

По эту сторону железного занавеса тоже кипела работа. Вице-президент Академии наук СССР М.В. Келдыш поручил главному конструктору ОКБ–1 (сегодня РКК «Энергия» имени С.П. Королева) разработать проекты космических аппаратов для исследования естественного спутника Земли. В том же 1958 г. вышло постановление правительства СССР «О создании объекта “Е”» (индекс секретности для серии лунных аппаратов). Документ предусматривал разработку лунных станций, а также посадку лунохода на поверхность спутника.

Поначалу успех сопутствовал советским ученым и инженерам, хотя без аварий тоже не обошлось. Прорывные результаты представили уже в следующем 1959 г. Аппарат «Луна–1» впервые в истории разорвал путы земного тяготения и сумел развить вторую космическую скорость на пути к Луне. Однако из-за ошибки аппарат пролетел мимо и вышел на околосолнечную орбиту. В те годы таких направлений, как маркетинг и PR, не существовало. Тем не менее сотрудники космической отрасли придумали отличную PR-стратегию: «Луна–1» стала первой искусственной планетой Солнечной системы (или искусственным спутником Солнца) и получила название «Мечта». Она и сегодня продолжает свое движение по гелиоцентрической орбите, правда, не подает никаких сигналов.

Межпланетная станция «Луна–1», представленная в павильоне «Космос» на ВДНХ. Россия, Москва. Источник: РИА Новости / Александр Моклецов

Спустя полгода после первого запуска аппараты достигли поверхности спутника («Луна–2») и даже прислали снимки обратной стороны («Луна–3»). Такая скорость запусков обеспечивалась в том числе и тем, что для каждого аппарата создавался так называемый технологический дубликат. Некоторые из таких дубликатов становились основными космическими аппаратами, другие можно сегодня увидеть в Музее космонавтики в Москве.

Первый снимок обратной стороны Луны («Луна–3», 1959). Источник: Wikipedia

Но соперники не опустили руки после первых неудач. Поворотным моментом соревнования принято считать выступление президента США Джона Кеннеди 25 мая 1961 г. Он объявил, что США к концу десятилетия высадит человека на Луну. Так появилась программа пилотируемых космических полетов Apollo («Аполлон»), для сопровождения которой также запускали и автоматические станции – миссии Ranger, Lunar Orbiter и спускаемые Surveyor.

«Союз» не отставал, и в феврале 1966 г. аппарат «Луна–9» совершил первую мягкую посадку на спутник Земли. А уже в марте того же года к Луне отправилась первая орбитальная лунная станция «Луна–10». Благодаря работе станции ученые узнали много нового о спутнике. В частности, измерили содержание радиоактивных элементов в лунной коре – урана, тория и калия; построили карту магнитного поля (напряженность составила 0,001% от земного уровня), а также выяснили, что у Луны нет радиационных поясов.

Помимо работ по созданию спускаемых аппаратов и орбитальных станций в СССР также велись секретные разработки сверхтяжелой ракеты-носителя и корабля для отправки человека на Луну, но все четыре испытательных пуска ракеты-носителя Н–1 были неудачными. Один из них в июле 1969 г. привел к разрушению всего стартового стола, поскольку ракета буквально плашмя упала на него, что вызвало большой взрыв (5 тыс. т в тротиловом эквиваленте).

В это же время 20 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Эдвин «Базз» Олдрин наконец достигли поверхности Луны. После них на спутнике побывали еще десять человек. Но вскоре программу «Аполлон» свернули, а интерес к Луне у американцев и вовсе пропал на десятки лет.

Нил Армстронг на поверхности Луны. Источник: Wikipedia / NASA

К 1968 г. советская программа малых лунных аппаратов исчерпала себя. Страна ждала второго дыхания. Благодаря разработке новой ракеты-носителя тяжелого класса типа «Протон» советские ученые сосредоточились на создании космических аппаратов нового поколения с большими возможностями для исследований и полезными нагрузками.

В 1970 г. с космодрома «Байконур» стартовал космический аппарат «Луна–16», который впервые в истории доставил на Землю грунт, добытый в автоматическом режиме. Через пару месяцев к Луне отправилась автоматическая межпланетная станция «Луна–17», которая доставила на Луну самоходную лабораторию «Луноход–1». Почти год машина, управляемая с Земли, одиноко бороздила поверхность, передавала важные данные и панорамы лунной поверхности (около 20 тыс. снимков).

Модель «Лунохода–1» (с раскрытой солнечной батареей) в развлекательном центре «Галактика», Красная Поляна, Сочи. Источник: Сергей Казанцев / Wikipedia

15 января 1973 г. с борта автоматической станции «Луна–21» на поверхность спутника был доставлен «Луноход–2». На равнинной местности в кратере Лемонье – заливе Моря Ясности — аппарат проработал четыре лунных дня, сумев преодолеть 39 км. За это время «Луноходу–2» удалось установить сразу несколько рекордов: рекорд по продолжительности активного существования, по массе самодвижущегося аппарата и по пройденному расстоянию.

Кстати, в 2012 г. Международный астрономический союз утвердил названия 12 кратеров, мимо которых следовал «Луноход–1». Им присвоили имена членов экипажа управления: Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя и Слава. А кратеры, которые вошли в маршрут следования «Лунохода–2», назвали в честь женщин, работавших с луноходами и собранными ими данными: Валя, Верочка, Кимарина, Валюша, Жанна, Марго, Леночка, Зоя, Светлана, Лиля, Таня, Наталия, Кируша, Лия, Мария, Ира и Ниночка.

К середине 70-х гг. тяга к исследованию Луны пропала и в СССР. В 1976 г. к спутнику отправился последний советский космический аппарат серии «Луна–24». В добытом лунном грунте удалось впервые обнаружить частички водяного льда. Правда, их было настолько мало, что ученые не стали уделять этому внимание. На тот момент в космических исследованиях зарождался тренд на изучение Венеры и в большей степени Марса. А о Луне забыли на ближайшие десятилетия…

Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно

Европа нацелилась на вытеснение КНР с позиций в производстве зеленых технологий

Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева

Жизнь человека, благодаря которому весь мир узнал о Микки-Маусе и Дональде Даке

«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

4 вопроса, чтобы осознать свою аутентичность 4 вопроса, чтобы осознать свою аутентичность

Что нам помогает понимать свои особенности?

Призывная комиссия Призывная комиссия

Служба в армии приводит к экономическим издержкам, которых можно было избежать

Месяц борьбы против рака груди: о чем важно помнить Месяц борьбы против рака груди: о чем важно помнить

Рак груди, к сожалению, из нашей жизни пока не пропал

Микробы, боги, первопредки Микробы, боги, первопредки

Наше прошлое действительно может быть связано с суровыми северными богами

«Вы бы поставили чип себе в голову?»: круглый стол «Вы бы поставили чип себе в голову?»: круглый стол

Что делать с ботом, который матерится в корпоративном чате?

Время ацтеков Время ацтеков

Что зашифровали ацтеки

Ударная техника Ударная техника

Классная клюшка может вывести вас на новый уровень игры. Как их изготавливают?

Robb Report
Вертикальное выражение горизонтального желания: 10 лучших фильмов о танцах Вертикальное выражение горизонтального желания: 10 лучших фильмов о танцах

Доставай диско-шар — пришло время сальсы, буги-вуги, балета, хип-хопа и вальса!

Плоский червь съел защищавшую яйца паучиху Плоский червь съел защищавшую яйца паучиху

Первый известный пример охоты наземных планарий на пауков

Как поддержать человека в трудную минуту: советы психологов Как поддержать человека в трудную минуту: советы психологов

Как вести себя с человеком, который попал в трудную ситуацию

Свержение Аполлона Свержение Аполлона

Как возник «лунный заговор» — главная теория фальсификации XX века

Основано на (не)реальных событиях. Как братья Коэн придумали «Фарго» Основано на (не)реальных событиях. Как братья Коэн придумали «Фарго»

Как режиссеры братья Коэны придумали оригинальный фильм «Фарго»

Метаморфозы спутника Метаморфозы спутника

Как изменились представления о Селене со времен «Незнайки на Луне»

5 типов друзей, которые тянут тебя вниз 5 типов друзей, которые тянут тебя вниз

С какими людьми нужно прекращать общение?

Турбозапуски и премиумизация: как меняются массмаркет и миддл-бренды Турбозапуски и премиумизация: как меняются массмаркет и миддл-бренды

Российские бренды сегментов массмаркет и миддл меняются на глазах

Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов

Всего за три года Хаби Лейм стал самым популярным тиктокером, не говоря ни слова

10 неожиданных способов применения бальзама для волос в быту, которые пригодятся абсолютно каждому 10 неожиданных способов применения бальзама для волос в быту, которые пригодятся абсолютно каждому

Бальзам для волос решит многочисленные бытовые проблемы

Как носить кардиган, если тебе за 50: советы стилистов Как носить кардиган, если тебе за 50: советы стилистов

Кардиган — универсальная вещь в гардеробе любой женщины

На чем нельзя экономить: 5 вещей, в которые точно стоит вложить деньги На чем нельзя экономить: 5 вещей, в которые точно стоит вложить деньги

Нижнее белье, сапоги и джемпер: вещи, на которых нельзя экономить

Большая музыка Большая музыка

Слава Мэрлоу — о слагаемых хита и отличии музыки XX века от современной

Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Инклюзивный райдер Капитана Марвел: как Бри Ларсон противостоит неравенству в кино Инклюзивный райдер Капитана Марвел: как Бри Ларсон противостоит неравенству в кино

Актриса, в 27 лет получившая «Оскар», давно воплощает на экране сильных героинь

Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together Совместный поиск ответов на общественный запрос | Responding to Public Demand Together

Практики участия грантодающих фондов в реализации «третьей миссии» университетов

Позитивные изменения
Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе

Постоянная оглядка на «мягкую силу» только закрепляет гендерные стереотипы

Дурачась навека: история фильма «Монти Пайтон и священный Грааль» Дурачась навека: история фильма «Монти Пайтон и священный Грааль»

Как появился «Монти Пайтон» и как рождались его шутки

Самые маленькие автомобили в мире Самые маленькие автомобили в мире

Гиганты и карлики существуют не только в живом мире, но и в мире техники

Зеркало Мира
В постели с нарциссом: как распознать расстройство личности у мужчины, если пока у вас все хорошо В постели с нарциссом: как распознать расстройство личности у мужчины, если пока у вас все хорошо

Как отличить секс с самовлюбленным мужчиной от «секса здорового человека»?