«Наша задача — работать с разными аудиториями»

Интервью с Элеонорой Митрофановой, четвертой главой Россотрудничества

РБКОбщество

«Наша задача — работать с разными аудиториями»

Элеонора Митрофанова, четвертая глава Россотрудничества за десять лет существования агентства, в интервью РБК рассказала, как искать друзей за границей, переломить негативное отношение к России и перестроить работу на Украине

Автор: Полина Химшиашвили

755366840789705.jpeg
Элеонора Митрофанова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Когда агентство десять лет назад реорганизовали, говорилось, что оно должно стать проводником российской «мягкой силы», в пример ставили работу Британского совета, «Альянс Франсез», китайского Института Конфуция. Эта задача остается и сейчас?

— Наш институт «мягкой силы» старше и Института Конфуция, и Британского совета, только «Альянс Франсез» был создан в конце XIX века. Это формат агентства с таким длинным названием (Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. — РБК) появился недавно, а сама система, занимающаяся расширением гуманитарного сотрудничества нашей страны с другими государствами, существует с 1925 года. Так что в 2020 году нам исполнится 95 лет.

Эта структура всегда занималась, во-первых, народной дипломатией, то есть налаживанием контактов между людьми и сообществами — профессиональными, творческими, в свое время и антифашистскими. Во-вторых, популяризацией русского языка — его преподаванием, набором студентов в наши вузы. С 1991 года одним из главных приоритетов стала работа с соотечественниками, а наши представительства за рубежом стали домами для них. Там работают разные кружки, библиотеки, показывают наши фильмы, проводят занятия с детьми.

Наша задача — работать с разными аудиториями: с местными русистами, с университетами, с молодежью, которая сейчас активно включается в наши проекты и является сквозным приоритетом по всем направлениям нашей работы, особенно после Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Налаживаем взаимодействие с экспертами в сфере международного сотрудничества.

— Но все же какая у вас главная цель? Улучшить имидж России за рубежом?

— Мне не очень нравится это выражение — «улучшать имидж». Имидж улучшается по мере того, как наша страна сама становится привлекательной. Наша задача — формировать большой круг друзей, дружелюбное отношение к России.

— Вы с декабря руководите агентством. Какие приоритеты вы сформулировали?

— Сейчас у нас проходит внутренняя реорганизация, которая, на мой взгляд, нужна для оптимизации и повышения эффективности работы агентства. А в целом приоритетов два. Первый — работа с молодежью. Это дает нам широкое поле для деятельности, так как практически все наши проекты предполагают в том числе и молодежную активность. Второй приоритет — усиление работы на всем постсоветском пространстве, не только на территории СНГ. Мы должны работать со всеми возможными партнерами. Еще одна большая задача, которую я тоже перед собой поставила, — цифровизация нашей деятельности, чтобы была возможность легко оперировать данными, статистикой, проводить качественный анализ работы. Уже сейчас проводится огромное количество интернет-конкурсов, фестивалей. Например, с французскими партнерами сейчас собираемся провести первый кинофестиваль в интернете.

— Ваши предшественники на этом посту указывали, что решать новые задачи​​ крайне сложно из-за скромного бюджета. Как вы его оцениваете?

— Я очень реалистично отношусь к этой проблеме. Сейчас перед нами стоит достаточно широкий круг задач, которые необходимо обеспечить в том числе и финансовыми ресурсами. По этому вопросу мы находимся в постоянном контакте с Министерством финансов. Будут задачи, сможем их обосновать и защитить перед Минфином — будут и деньги.

— Но в основном бюджет уходит, наверное, на поддержание зданий, зарплату сотрудников?

— Вы знаете, большая часть бюджета любой организации, как правило, тратится на поддержание ее деятельности. Когда говорят, что у вас на себя тратится почти весь бюджет, я отвечаю: люди же работают, они создают этот продукт, поэтому здесь очень тонкая грань — как можно людей отделить от того, что они создают?

У нас около 70% бюджета расходуется на содержание, включая недвижимость за рубежом. И за десять лет работы мы смогли увеличить свое присутствие за рубежом через сеть загран-представительств почти на треть: с начала 2009 года в 29 странах было открыто 17 центров науки и культуры. Сейчас Россотрудничество представлено 98 представительствами в 81 стране, при этом штатная численность загранаппарата с момента создания агентства оставалась неизменной — менее 600 человек. А в 2014 году, как и во всех федеральных органах исполнительной власти, произошло реальное сокращение на 10% предельной численности сотрудников загранаппарата (равно как и бюджета). И это серьезная проблема для дальнейшего развития.

— О необходимости большего российского гуманитарного присутствия в СНГ говорилось и на июльском совещании послов с президентом.

— Это абсолютно логично. Работать в Италии замечательно, там прекрасно нас воспринимают, во Франции — тоже, но живем-то мы в соседстве не с Францией и не с Италией, поэтому в первую очередь самое пристальное внимание и наши усилия мы должны приложить именно к работе в СНГ. У нас уже есть определенные подготовленные наработки, по каждой стране разработаны «дорожные карты» — и по продвижению русского языка, и по развитию общественной дипломатии. Активно привлекаем к нашей работе возможных партнеров в России.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На жилье у монастыря поставлен крест На жилье у монастыря поставлен крест

Московские власти определили площадку для строительства музея истории РПЦ

РБК, июнь'19
«Я даю женщине убежище»: как американка Асма Ханиф уже 44 года спасает мусульманок от насилия в семье «Я даю женщине убежище»: как американка Асма Ханиф уже 44 года спасает мусульманок от насилия в семье

Медсестра Асма Ханиф с 1975 года спасает мусульманок в США от мужей-агрессоров

Esquire, июнь'19
Синий свет от смартфона: почему его все боятся? Синий свет от смартфона: почему его все боятся?

Синий свет от экранов гаджетов: чем он опасен, и как избежать?

CHIP, май'19
Она из сторогой семьи? 4 главных правила, как понравиться такой девушке Она из сторогой семьи? 4 главных правила, как понравиться такой девушке

Женщины бывают разные, и к каждой нужен свой, особый подход

Playboy, сентябрь'18
Принятие себя Принятие себя

Попечительские советы. Можешь ли ты усыновить ребенка?

Men’s Health, октябрь'18
Что‑то особенное Что‑то особенное

Разгадывать актрису Руни Мару — все равно что гадать на рунах

Glamour, октябрь'18
А что если твоя девушка… сайентолог? А что если твоя девушка… сайентолог?

Что если твоя девушка сайентолог?

Men’s Health, октябрь'18
Семейная реликвия Семейная реликвия

Озеро в Псковской области – Синовино

АвтоМир, сентябрь'18
Арт-технологии: как искусство подталкивает прогресс Арт-технологии: как искусство подталкивает прогресс

Используя новые технологии, художники стараются сделать наш мир лучше

Forbes, сентябрь'18
Что делать если бензин в баке — всё? Пошаговый гид Что делать если бензин в баке — всё? Пошаговый гид

Что делать если бензин в баке — всё? Пошаговый гид

Maxim, сентябрь'18
50 типичных ошибок в общении 50 типичных ошибок в общении

Оцените свой уровень эффективности общения

Psychologies, сентябрь'18
Правила комфортного восстановления после родов Правила комфортного восстановления после родов

Какие проблемы могут возникнуть в первые дни после родов

9 месяцев, октябрь'18
Живые медовые бочки Живые медовые бочки

Для хранения пищи некоторые виды муравьев используют живые кладовые

National Geographic, сентябрь'18
Ген перемен Ген перемен

Спустя 17 лет забвения Toyota возрождает Supra

Quattroruote, октябрь'18
Слушаем 6 самых горячих музыкальных релизов пятницы! (и мы счастливы) Слушаем 6 самых горячих музыкальных релизов пятницы! (и мы счастливы)

Парочка не пятничных сюрпризов

Playboy, сентябрь'18
Дорогу пешеходам. Скорость в центре Москвы ограничат до 40 км/ч Дорогу пешеходам. Скорость в центре Москвы ограничат до 40 км/ч

Вопрос о снижении скоростного режима не будет выноситься на голосование граждан

Forbes, сентябрь'18
В ожидании чуда: чего ждать от презентации Apple В ожидании чуда: чего ждать от презентации Apple

О том, какими будут новые модели iPhone, iPad Pro, Apple Watch и MacBook

Forbes, сентябрь'18
Развод и девичья фамилия! Развод и девичья фамилия!

Чем каталонцам не угодила Испания?

Вокруг света, октябрь'18
Как почти вся модная одежда стала мерчем? Как почти вся модная одежда стала мерчем?

Когда мы наконец снимем с себя иронию постмодерна?

GQ, сентябрь'18
Мария Порошина в ожидании Мария Порошина в ожидании

Интервью с Марией Порошиной

Караван историй, октябрь'18
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes, октябрь'18
Тонкие материи Тонкие материи

Пляжные красавцы. Концепт-кары с калифорнийского автошоу

Men’s Health, октябрь'18
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант, октябрь'18
Фототур на Кольский с Андреем Каменевым: как это было Фототур на Кольский с Андреем Каменевым: как это было

Фототур на Кольский с Андреем Каменевым: как это было

National Geographic, сентябрь'18
Арам Аракелян Арам Аракелян

Агрегатор такси «Ситимобил» борется с монополией «Яндекса»

GQ, октябрь'18
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика, сентябрь'18
Sekiro: Shadows Die Twice Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice. Хокку о смерти

Игромания, октябрь'18
Каролин де Мегрэ Каролин де Мегрэ

Откровения французской иконы стиля Каролин де Мегрэ

Elle, октябрь'18
Акула вцепилась в лодку ловца барракуд: видео Акула вцепилась в лодку ловца барракуд: видео

Житель Багамских островов столкнулся с неожиданным препятствием на рыбалке

National Geographic, сентябрь'18
Сказочные возможности Сказочные возможности

Интервью с главой компании Disney в России и СНГ Мариной Жигаловой-Озкан

Cosmopolitan, октябрь'18