На краю света: сколько стоит запустить международный кинофестиваль на Сахалине
На острове Сахалин прошел IX международный кинофестиваль «Край света», генеральным продюсером которого выступил Алексей Агранович. Литературный критик Сергей Сдобнов поговорил с участниками фестиваля и местными жителями, чтобы разобраться, как такого рода проекты влияют на жизнь в регионах
Время на Сахалине отличается от московского на восемь часов, поэтому первые дни чувствуешь себя в параллельной реальности. Все твои московские друзья засыпают, когда на Сахалине завтрак. Городская застройка и нейминг напоминают туристам: вы на острове, который живет под влиянием Японии, Кореи, России и Советского Союза. Куда ни пойдешь, встретишь «Сахслух», «Сахпрессу», свернешь в переулок, а там японский госпиталь, построенный до Второй мировой. «Яндекс-карты» Сахалинской области, скорее всего, составляли ценители муми-троллей: залив Терпения, река Зима, озеро Изменчивое, улица Фламинго. Здание краеведческого музея напоминает о том времени, когда остров принадлежал Японии, а во дворе лежит нижняя челюсть гренландского кита. Фестивальные показы проходят в кинотеатрах «Октябрь», «Комсомолец» и театральном центре им. А. П. Чехова. Рядом находятся шатры с книгами и едой и пространство для общения зрителей с режиссерами и актерами. В одном из них мы договорились о встрече с генеральным продюсером фестиваля Алексеем Аграновичем.
На вопрос, сколько стоит фестиваль «Край света. Восток» в этом году, Алексей Агранович отвечает, что на фестиваль выделяется около 60 млн рублей из областного бюджета, — и объясняет, почему в этой сумме нет федеральных денег: «У Сахалинской области профицитный бюджет, поэтому у нашего фестиваля есть очевидное конкурентное преимущество перед подобными проектами в других регионах. В этой ситуации претендовать на деньги, которые выделяет Министерство культуры РФ, было бы не совсем правильно — хотя там про наш фестиваль знают и несколько лет назад были готовы его поддержать. Но у фестиваля «Край света. Восток» в этом году появился младший брат — «Край света. Запад» в Калининграде, где ситуация с региональным бюджетом другая. Там федеральная поддержка была бы уместной».
Гран-при фестиваля «Край света» — 1 млн рублей. Местные партнеры помогают бартером. «Расскажу про два случая. В Южно-Сахалинске недавно открылся ресторан «Рыба моей мечты». Он уже стал одним из самых популярных мест в городе. Его владелица подошла к нам, когда мы там ужинали, и предложила свою помощь фестивалю. Теперь они берут на себя питание жюри, помогают в целом с проведением специальных мероприятий», — продолжает Агранович.
Важная часть всей этой истории — «Край света» проходит на острове с невероятной природой. Несколько километров подъема, и попадаешь на станцию «Горный воздух». Это еще не вершина горы Большевик, но и отсюда виден весь Южно-Сахалинск: туман, небо становится все ближе, а люди сливаются с домами. На вершине горы — смотровая площадка и указатель «курорт Вивальди-парк (Корея) — 1660 км, до Санкт-Петербурга — 9772 км». На спуске подходит местная жительница и рассказывает, как не заблудиться, предлагает проводить до города. Она на пенсии, в конце восьмидесятых приехала в Южно-Сахалинск из Казахстана. В отличие от своих подруг везде ходит, а не сидит на лавочке. Кафе «Генерал» у склона, по ее версии, построил местный мафиози, который держит рыбный промысел. Кроме рыбы на острове добывают нефть и газ. Управляют всем москвичи, а средняя зарплата горожанина, который умеет работать, — 100 000 рублей. Сахалин — один из самых богатых регионов России, по бюджету соперничает с Москвой, однокомнатную квартиру здесь можно купить за 4-5 млн рублей.
Сахалин — место пересечения как минимум трех культур: русской, японской и советской. На вопрос, работает ли «Край света» с межкультурной спецификой региона, Алексей Агранович отвечает, что вопрос о Японии на Сахалине настолько же болезненный, как в Калининграде — вопрос о Германии.