На измене: когда бизнес по франшизе похож на семейную драму
Любой бизнес, а тем более франчайзинговый, — это отношения между партнерами, которые тоже могут дать трещину
Иногда приходится видеть, как еще вчера успешное кафе вдруг ни с того ни с сего меняет вывеску, дизайн и ассортимент — будто перезапускается заново. А внутри работают все те же люди, которые улыбаются и говорят вам: «И снова здравствуйте!». Подобное случается и с федеральными сетями бензозаправок, и с ресторанами быстрого питания. Если речь не идет о внезапном ребрендинге крупной сети, то скорее всего это типичный случай измены — франчайзи своему франчайзеру.
Как неродные
Один из громких случаев не просто измены, а развода бизнес-партнеров — давняя история с Subway в Петербурге. С 1994 года международный оператор работал в городе через местного франчайзи, ТОО «Минутка». Но отношения прервались на старте. Франчайзи никуда не ушел, а попросту избавился от контроля со стороны американцев и при этом оставил за собой сверхпрестижное помещение на Невском проспекте (кстати, когда-то там и было советское кафе «Минутка»). Новая точка торговала сандвичами по очень знакомой американской технологии, но без каких-либо отчислений владельцу бренда. Кафе работало по этому адресу до мая 2002 года и закрылось только после того, как Комитету по управлению городским имуществом удалось через суд отменить договор аренды и возбудить уголовное дело против владельцев ресторана по статье 330 УК (самоуправство). Помогли и жалобы владельца бренда в Стокгольмский арбитраж, и вмешательство правительства США. Только после этого ресторан Subway снова открылся на Невском, уже с новым франчайзи, и в дальнейшем сеть в Петербурге стала развиваться неплохими темпами.
Картофельная демократия
Несколько громких франчайзинговых «разводов» случилось в начале 2000-х. Популярный турецко-ближневосточный формат печеной картошки с наполнителем от московской компании «Технология и питание» (бренд «Крошка-картошка») был скопирован франчайзи неоднократно и по разным схемам, иногда причудливым. Например, в 2004 году франшизу «Крошка-Картошка» приобрел новосибирский производитель снэков — компания «Сибирский берег», но почти сразу отказался от формата фастфуда. Зато свежекупленные технологии «Крошки-Картошки» были использованы одним из партнеров «Сибирского берега» в Нижнем Новгороде. Таким непростым путем на рынок вышла новая сеть под названием «Картофельный Папа».
А вот петербургский франчайзи освоил базовый формат еще элегантнее. Владельцы бренда «Крошка-Картошка» изначально открывали с компанией «Нева-Сэт» совместное предприятие, причем петербуржцы сохраняли значительную долю самостоятельности. Однако в 2004 году владельцы бренда, по их собственным словам, решили провести бухгалтерскую проверку. Не дожидаясь ее, партнеры сняли брендовую вывеску со своих автобуфетов и кафе и переименовались в «Чудо-Картошку». Чудо состояло в том, что оформление, меню и все прочее осталось прежним.