«Мы все разрушим». Эксперт WWF Павел Фоменко о том, зачем нужна зоозащита
По оценкам экспертов Всемирного фонда дикой природы (WWF), с 1970 года глобальные популяции различных видов млекопитающих, птиц, рыб и рептилий сократились в среднем на 60 процентов, многие виды исчезли полностью. Биосфера сокращается и пустеет. Впрочем, скептики считают, что исчезновение видов — естественный процесс природы, и человек не имеет права в него вмешиваться. Так ли это, и зачем нам нужна зоозащита, рассказывает Павел Фоменко, руководитель отдела по редким видам Амурского филиала WWF России, эксперт проекта Discovery Channel «Спасти тигра».
Современная статистика исчезновения видов некоторым кажется удручающей, но не пугающей и не фантастической. В 2017 году доцент кафедры биологии в Университете Джорджа Вашингтона Р. Александр Пайрон высказал мнение, что вымирание — это двигатель эволюции, механизм, с помощью которого естественный отбор избавляется от плохо приспособленных и позволяет процветать самым способным к адаптации существам. Мир не становится лучше или хуже из-за отсутствия шерстистых носорогов, птиц до-до или гигантских лемуров, которые исчезли уже после того, как появились Homo Sapiens.
Пайрон не одинок в своих рассуждениях: я занимаюсь изучением и спасением тигров уже больше 25 лет, и за это время я много раз слышал, что раз вымирание — древнейший естественный процесс и 98% всех когда-либо живших на Земле видов навсегда исчезли еще до того, как появился человек, то нам нет необходимости противостоять законам окружающего мира, а уж тем более идти против них. Зачем лезть в гармонию природы вместо того, чтобы позволить ей заниматься саморегулированием?
Конечно, вымирание — логичный и имманентный природный процесс: одни исчезают, другие появляются, — и человек, как часть экосистемы, тоже имеет право оставлять след в биосфере — это абсолютно нормально. Но, для сравнения, люди современного анатомического вида существуют на Земле каких-то 200 тысяч лет: это ничтожный отблеск 4,5 миллиардов лет истории планеты. И за это время мы оказали на наш мир такое влияние, с которым не может сравниться ни один вид: недавние анализы показали, что человечество — 0,01% всей биомассы на планете! — уничтожило 83% всех млекопитающих и половину растений с момента зарождения цивилизации. Кроме того, за пять предыдущих волн массовых вымираний видов в истории Земли действительно ответственны не мы — но хотим ли мы стать первым биологическим видом, истребившим практически всё живое?
Так что же, не слишком ли много мы берем на себя — спасая то, что прекрасно существовало за много миллионов лет до нас и без нас?