Как бывшие бармены начали делать комбучу и зарабатывать миллионы

Inc.Бизнес

Можно ли в России зарабатывать миллионы на чайном грибе? Двое бывших барменов уверены, что да, и намерены это доказать

Текст: Дарья Култаева. Фото: Влад  Шатило для Inc.

Барменам Антону Камилову и Дмитрию Перетятько не хватало для коктейлей качественных тоников по разумной цене. Выход из ситуации нашли логичный, но не самый простой: начали делать тоники сами. Сначала на кухне, а потом на деньги инвесторов запустили производство. Так в 2020 году появилась компания Rawish, а к тоникам добавилась комбуча. В России к ней неоднозначное отношение, многие думают: «Фу, это чайный гриб». Но Камилов и Перетятько верят, что на ней можно зарабатывать миллионы. И небезосновательно: напитки Rawish уже продают в сети «О’кей», «Яндекс.Лавке» и в модных московских заведениях. Но я забегаю вперед.

Rawish в цифрах:

  • 14 млн руб. — стартовые инвестиции.
  • 6 млн руб. — суммарная выручка с запуска в октябре 2020 года.
  • 900 тыс. руб. — ежемесячная выручка.
  • 30–50 тыс. бутылок в месяц — объем производства.
  • 8 сотрудников в штате.

Источник: данные компании

Веселый пинок в жизнь

В 2017 году шеф-бармены бара Bijou Антон Камилов и Дима Перетятько обнаружили, что в России нет качественных тоников. Тоники — основа многих коктейлей, но хорошие импортные сильно повышают стоимость коктейля. При себестоимости коктейлей в небольших барах от 60 руб. цена в 120–150 руб. за тоник делала всё предприятие бессмысленным. Доступные в массовой продаже дешевые тоники часто не подходят по рецептуре, так как содержат сахар и ароматизаторы. «Хотелось прививать культуру потребления, чтобы людям было вкусно, качественно и доступно», — рассказывают Камилов и Перетятько.

Бармены решили запустить собственный бизнес по производству тоников. Следующие три года, продолжая работать в баре, они разрабатывали рецептуру и производили напитки «в подвальных помещениях», дома на кухне и в баре. Домашней и барной посуды для этого было достаточно. Полученный продукт продавали в заведении, в котором работали.

Чтобы запустить серьезное производство, нужны были инвесторы. От идеи запустить производство с владельцами Bijou отказались сразу: «Ребята в нас не сильно поверили, да и мы не видели в них идеальных партнеров». Тогда Дима и Антон написали бизнес-план «на коленке». Это была табличка, в которой бармены постарались продумать каждый шаг: как будут производить, рекламировать, продавать и доставлять. Получилась «нечитабельная история для инвестора». Поэтому они воспользовались онлайн-сервисом, который помогает составить бизнес-план для инвесторов.

Дмитрий Перетятько и Антон Камилов

Через два месяца Дима и Антон разместили готовый бизнес-план на сайте проекта и разослали его коллегам из барной индустрии. В ответ получили 20 предложений о покупке технологии. Этот вариант барменам не подходил, они хотели сами заниматься производством созданных ими напитков, контролируя все бизнес-процессы. Они решили, что запустить полноценное производство пока не получится, и для начала зарегистрировали ИП, через которое продавали барам тоники домашнего производства — Antonic и «Мишка».

Ситуация изменилась, когда ребята познакомились с предпринимателями из сферы IT Кириллом Параской и Натальей Стурза — они были частыми гостями бара. У них завязались приятельские отношения, и Дима с Антоном решили посоветоваться с гостями, которых они знали как «людей из бизнеса», насчет финансовой модели их еще не существующей компании.

На том этапе о партнерстве не было речи — просто помощь советом. Как вспоминает Кирилл Параска, у них тогда создалось впечатление — оказалось, ошибочное, — что у барменов есть понятный план действий, поэтому они решили дать им не только полезный совет, но еще и 14 млн руб. Так у барменов появились инвесторы, а у компании — название, которое предложила Наталья. По замыслу, Rawish — это игра слов, одновременно Ra wish (мечта Бога солнца Ра) и raw wish (сырая/свежая мечта). Как говорят предприниматели, эта встреча стала «веселым пинком в жизнь». Пока Антон с Дмитрием смешивали тоники на собственной кухне и за свой счет, они разрывались между мечтой о бизнесе и работой в баре. Но теперь у проекта появились другие заинтересованные люди, которые сказали: «Давайте уже выходить из бара и заниматься делом». Это совпало с карантином и закрытием баров, и Антон и Дима принялись за дело.

От коровника до «Хлебозавода»

К тоникам добавилась идея производить комбучу. Когда Дима и Антон экспериментировали с тониками, они поняли, что нужно снижать себестоимость продаваемого продукта. Тогда они подумали о набиравшей обороты в США комбуче. На российском рынке напитка хорошего качества с натуральным составом, по словам основателей Rawish, не было.

«Мы стараемся выезжать на качестве продукта, а не на пиаре и привлечении», — настаивают предприниматели. Инвесторы с этой позицией согласны: «Мы с ребятами сошлись на том, что не будем пытаться заработать на плохом продукте, как делают некоторые производители».

Весной 2020 года, в начале пандемии, Дмитрий и Антон договорились о сотрудничестве с онлайн-фудкортом «Много лосося», который стал первым продавать их тоники.

Александр Мутовин

сооснователь «Много лосося»

Rawish нам порекомендовали друзья, мы попробовали, и нам понравилось. Предложили нашей аудитории — ей тоже зашло. Мы пока берем у них относительно небольшие объемы, поэтому динамику продаж оценить сложно, но для нас это важная часть ассортимента, потому что наша аудитория ценит здоровое и вкусное питание и мы выстраиваем соответствующий образ бренда.

Больше половины полученных от Натальи и Кирилла средств пошли на выстраивание производства, закупку оборудования и аренду. Остальная часть — бутылки, этикетки и ингредиенты. Запуск стоил не дорого, потому что основатели ориентировались на производство среднего масштаба: «Мы не планировали сразу на миллион бутылок в месяц выходить, но и не три тысячи продавать».

О процессе производства напитков и необходимом оборудовании Антон и Дима не знали ничего. Инвесторы из диджитал-сферы — тоже. Предприниматели быстро поняли, что готового кейса или универсального специалиста, который точно знает, что нужно для производства, на рынке нет. Ребята посетили несколько выставок оборудования и пару производств. Сначала был план производить на чужих мощностях — так называемое «контрактное производство», когда за каждую произведенную бутылку арендаторы платят владельцу производства определенную сумму.

Этот вариант не подошел: минимальные объемы производимого продукта начинались от 30 тыс. бутылок каждой SKU. Поскольку напитки компании натуральные с достаточно маленьким сроком годности, такое производство оказалось невыгодным. Но во время экскурсий по производствам Антон и Дима изучили процесс и оборудование, поняв, что им нужно.

Несколько производств оказались расположены в подвалах, в которые «страшно было заходить». «Бывший коровник у реки частично переоборудовали. Мне кажется, что вода из этой реки попадает в баки», — вспоминает Антон. От этого варианта, конечно, сразу отказались. Другие рассматриваемые производства необходимо было дооборудовать за свои деньги или заплатить несколько десятков миллионов рублей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
Неизвестная физика: ученые подтвердили наблюдаемое нарушение Стандартной модели Неизвестная физика: ученые подтвердили наблюдаемое нарушение Стандартной модели

Российские физики рассказали о несовершенстве хорошо знакомой Стандартной модели

Популярная механика
«Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам «Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам

Как нормализовать свое отношение к деньгам?

Psychologies
Снять стресс за минуту: 6 коротких медитаций Снять стресс за минуту: 6 коротких медитаций

Медитация — один из самых эффективных и доступных способов борьбы со стрессом

Psychologies
Скандинавская ходьба: глупый тренд или топовое упражнение для поддержания здоровья? Скандинавская ходьба: глупый тренд или топовое упражнение для поддержания здоровья?

Оказывают ли какой-то эффект палки в скандинавской ходьбе?

ТехИнсайдер
Ловчую сеть паука превратили в синтезатор Ловчую сеть паука превратили в синтезатор

Ученые преобразовали колебания паутины в звуки

N+1
Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности

Развитие технологий очень тесно связано с динамикой неравенства во всем мире

Forbes
Как психотерапия меняет нашу культуру Как психотерапия меняет нашу культуру

Как наша культура реагирует на наш интерес к психотерапии?

Psychologies
7 фактов о сюите «Время, вперед!» 7 фактов о сюите «Время, вперед!»

Сюита «Время, вперед!» Георгия Свиридова звучит в заставке программы «Время»

Культура.РФ
Я верю в того самого белого кролика Я верю в того самого белого кролика

Когда читаешь сказки Евгения Клюева, сразу не угадаешь, когда они были написаны

Seasons of life
Астрономы предложили использовать изопрен в качестве биомаркера Астрономы предложили использовать изопрен в качестве биомаркера

Он может существовать в атмосферах экзопланет

N+1
«Остров обреченных». Отрывок романа одного из наиболее трагичных и плодовитых шведских прозаиков ХХ века Стига Дагермана «Остров обреченных». Отрывок романа одного из наиболее трагичных и плодовитых шведских прозаиков ХХ века Стига Дагермана

Отрывок из романа классика шведского модернизма Стига Дагермана

Esquire
Основательница I AM Studio — об уходе из бренда и дальнейших планах Основательница I AM Studio — об уходе из бренда и дальнейших планах

Почему Дарья Самкович I AM Studio покидает бренд

РБК
Высокие отношения: как современное искусство влияет на моду Высокие отношения: как современное искусство влияет на моду

Как два мира — искусства и моды — стали настолько близки друг к другу

Forbes
Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл

Чтобы сделать мощный сюжетный твист, хватит и пары секунд

Maxim
От офиса в питерском подвале до гранта Microsoft: история компании Addreality, которая появилась благодаря Тому Крузу От офиса в питерском подвале до гранта Microsoft: история компании Addreality, которая появилась благодаря Тому Крузу

История этого бизнеса началась почти как анекдот

Inc.
Вся правда о современных свиданиях Вся правда о современных свиданиях

Искать партнера сегодня — все равно что перемещаться по минному полю

Psychologies
Развод и девичья фамилия? Развод и девичья фамилия?

Разбираемся, надо ли прекратить отношения или над ними стоит поработать

Лиза
Как набрать мышечную массу: 10 советов о тренировках и образе жизни Как набрать мышечную массу: 10 советов о тренировках и образе жизни

Люк Эванс смог набрать мышечную массу, и вы сможете.

GQ
Закопать останки: как коллекция из 1300 черепов продвигала идею превосходства белой расы Закопать останки: как коллекция из 1300 черепов продвигала идею превосходства белой расы

Коллекция человеческих черепов Сэмюэль Дж. Мортона — наследие векового расизма

Forbes
Он сказал «Поехали!»: самые захватывающие фильмы о космосе Он сказал «Поехали!»: самые захватывающие фильмы о космосе

Фильмы о космосе. Мы выбрали несколько, чтобы посмотреть в День космонавтики

Cosmopolitan

Романы Заворотнюк тянут на отдельный сериал с изменами, интригами и расставанием

Cosmopolitan
Живая душа дома в Тоскане Живая душа дома в Тоскане

Этому дому восемьсот лет!

Seasons of life
Ночной дожор Ночной дожор

Что есть перед сном, чтобы и голод утолить, и лишнего не набрать?

Лиза
Как выглядят звезды культового фильма «Интердевочка»: Елена Яковлева и другие Как выглядят звезды культового фильма «Интердевочка»: Елена Яковлева и другие

Судьбы актрис, сыгравших в знаковом фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского

Cosmopolitan
Новый Renault Duster. Хорошо, что приехал Новый Renault Duster. Хорошо, что приехал

Новый Renault Duster стал интереснее и технически, и внешне

4x4 Club
Один простой вопрос, чтобы перестать бояться и начать действовать Один простой вопрос, чтобы перестать бояться и начать действовать

Как освободиться от оков?

Psychologies
Клиентки из ада: с чем приходится сталкиваться визажистам Клиентки из ада: с чем приходится сталкиваться визажистам

Клиентки, которых врагу не пожелаешь

Cosmopolitan
По Юлиной дорожке. Зачем Алексей Навальный заболел в колонии По Юлиной дорожке. Зачем Алексей Навальный заболел в колонии

Алексея Навального упорно не хотят выводить с информационного поля

СНОБ
От детокса клизмой до распаривания вагины: главные бьюти-скандалы Гвинет Пэлтроу От детокса клизмой до распаривания вагины: главные бьюти-скандалы Гвинет Пэлтроу

Основные бьюти-скандалы вокруг Гвинет Пэлтроу

Cosmopolitan
Открыть в приложении