Скутерные войны между Vespa и Lambretta отгремели полвека назад

МотоАвто

Это феличита!

Скутерные войны между Vespa и Lambretta отгремели полвека назад. Но их отголоски до сих пор сотрясают слабые умы.

Текст Александра Воронцова

На вкус и цвет… Если бы мне пришлось в давние времена выбирать между Vespa и Lambretta, я бы поставил на Lambretta. Её скутеры (по моему скромному мнению) были симпатичнее, обновлялись чаще, в техническом отношении интереснее, да и управляемость получше. Увы, выпускавший эти скутеры концерн Innocenti проявил слабину, а в бизнесе, как известно, слабый должен уйти.

Скутер в первые послевоенные годы стал феноменально популярным в Европе благодаря тому, что обнищавшему населению нужно было предельно простое и дешёвое средство личного транспорта. Но как только у человека появляется лишняя копейка, он хочет большего. Потакая запросам потребителей, скутеры становились комфортабельнее и мощнее. Уже в 1955 году концерн Piaggio вывел на рынок модель Vespa GS150 – её 8‑сильный двигатель разгонял машинку до 100 км/ ч. Сравните эти показатели с 3,2 л.с. и 60 км/ ч первой Vespa образца 1946 года!

Четверть века итальянские марки Lambretta и Vespa на равных боролись за кошельки покупателей

Руководители концерна Innocenti, выпускавшего скутеры Lambretta (см. «Мото» № 5–2019), восприняли этот выпад всерьёз. И не пошли по простому пути: тут увеличиваем, тут поднимаем. Вместо этого они дали своим инженерам задание спроектировать новый с иголочки скутер. Середина 50‑х годов была эпохой расцвета автомобилей типа Gran Turismo, и новинка от Innocenti стала бюджетным воплощением этого формата. Она даже имя получила соответствующее: TV, то есть Turismo Veloce (Veloce по‑итальянски – скорость). Первые скутеры Lambretta имели довольно оригинальную компоновку, с вертикально расположенным цилиндром двухтактного двигателя и приводом на заднее колесо валом. Новинка получила мотор с горизонтальным цилиндром, четырёхступенчатую коробку передач у заднего колеса и моторную передачу двухрядной цепью. 170‑кубовый двигатель имел «квадратную» размерность (60х60 мм) и развивал максимальную мощность 8,6 л.с. при 6000 об/ мин (достаточно, чтобы разогнаться до заветной «соточки»). Весь блок двигатель-трансмиссия служил маятником задней подвески. Основу ходовой части составляла труба большого диаметра, впереди была применена традиционная для марки короткорычажная вилка тянущего типа, получившая гидравлический амортизатор. Ещё одним новшеством стал переход с 8‑дюймовых на 10‑дюймовые колёса. Великолепен был и дизайн машины, с плавными «текучими» линиями облицовки, встроенной в передний щит фарой и сдвоенным седлом-подушкой. Хотя прирост базы по сравнению со старой Lambretta был невелик (+15 мм, до 1295 мм), «старушка» по сравнению с новичком выглядела неприлично кургузой.

Lambretta TV175 дебютировала 10 апреля 1957 года и поначалу вызвала фурор. Увы, ажиотажный спрос вскоре обернулся валом рекламаций. Машина оказалась красивой, скоростной, но крайне ненадёжной. А это уже попахивало катастрофой – ведь на новую платформу вскорости должны были перейти и массовые модели. Пришлось конструкторам кидаться к чертёжным доскам срочно перерабатывать проект. Для грядущей новой серии они взяли проверенную кривошипно-шатунную группу от старой серии LD – так что моторы дебютировавших в начале 1958 года моделей Li125 и Li150 имели такую же размерность, как у «старушек» (52х58 мм и 57х58 мм соответственно). Полностью была изменена и вызывавшая много нареканий у TV175 конструкция механизма кикстартера. В остальном машины продолжали заданные Turismo Veloce тренды: горизонтально расположенный цилиндр, двухрядная моторная цепь, четырёхступенчатая коробка передач у заднего колеса, 10‑дюймовые колёса и новые облицовки. Правда, для удешевления производства была проведена тотальная оптимизация: передняя вилка без гидроамортизатора, раздельные сёдла-«лягушки», в разы меньше хромированных деталей и т. п. В отличие от TV, серия Li стала долгоиграющим бестселлером – в первый же год было продано почти 150 000 машин.

Инженеры концерна постоянно вносили в конструкцию скутера улучшения: в начале 1959 года изменили схему воздухозаборника и внедрили воздушный фильтр с бумажным элементом вместо промасленной «путанки», а в 1959 году в серию пошли Li второй серии – с вынесенной на руль фарой и усиленными подшипниками двигателя. Одновременно дебютировала Lambretta TV175 второй серии – с новым двигателем по образцу Li. Ход поршня остался таким же, как на Li – 58 мм, диаметр цилиндра увеличен до 62 мм. При этом максимальную мощность – 8,6 л.с. – удалось сохранить на прежнем уровне, а середина даже подросла, благодаря карбюратору с уменьшенным с 23 до 21 мм диаметром диффузора. Поскольку TV первой серии «прославилась» не только ненадёжным двигателем, но и хлипкой для возросшей мощности рамой, то на второй серии рама была усилена.

Версию 175‑кубового двигателя в дефорсированном до 7 л.с. варианте получил грузовой скутер Lambretta FLI 175. Эта трёхколёсная машина оснащалась закрытой одноместной кабиной, четырёхступенчатой коробкой передач с реверсом, гидроприводом задних тормозов. Хотя грузовичок не впечатлял динамикой (максимальная скорость 61 км/ ч) и с трудом одолевал подъёмы, это не сказывалось на его популярности: в год продавали больше 10 000 таких аппаратов.

В декабре 1961 года с большой помпой была представлена Lambretta Li третьей серии, с полностью обновлённым дизайном облицовок. Мотоциклетная мода в те годы сделала большой скачок: плавные объёмные линии 50‑х резко вышли из моды, им на смену пришли худощавые спортивные силуэты. В таком ключе обновилась и Lambretta, за что новая серия получила прозвище Slimline («Стройная линия»). Технически машины, в 125‑кубовом и 150‑кубовом вариантах, изменились мало, в этом плане главным новшеством стал переход на новые карбюраторы с центральной, а не боковой поплавковой камерой. Они позволили чуть улучшить динамику при одновременном снижении расхода топлива.

Флагманская модель Lambretta TV примерила обновлённый дизайн в марте 1962 года. Кроме облицовок, машина сменила также передний тормоз: в содружестве с фирмой Campagnolo была разработана (впервые для скутера!) дисковая конструкция. Правда, она даже внешне сильно отличалась от привычных нам «дискачей», поскольку диск был упрятан в закрытый кожух, а механизм имел тросовый привод.

Гонки на скутерах в ту пору были весьма популярны, особенно в Соединённом Королевстве (где гвоздём сезона были соревнования на легендарной трассе Tourist Trophy на острове Мэн). Не удивительно, что именно английский импортёр постоянно бомбил штаб-квартиру компании требованиями увеличить мощность. Чтобы от него отвязаться, инженеры компании спроектировали 200‑кубовый вариант мотора TV, увеличив диаметр цилиндра до 66 мм. Такой двигатель развивал 10,75 л.с. при 5700 об/ мин, разгоняя машину до 112 км/ ч. Интересно, что в самой Италии 200‑кубовую версию (известную также как GT200) не продавали.

Для не столь богатой Италии разработали модель Lambretta Li150 Special, вышедшую на рынок в сентябре 1963 года. Более производительный карбюратор, повышенная степень сжатия и игра с размерами окон цилиндра позволили поднять мощность с 6,6 до 7,6 л.с. Новая коробка передач позволяла переключаться быстрее, внесённые в облицовки акценты придали машине более стремительный вид. Скутер стал популярен не только в Италии, но и за рубежом (в Великобритании он продавался под именем Pacemaker), вскоре его выпустили и в 125‑кубовом варианте. В 1965 году дебютировали две лимитированные версии – серебристый Silver Special и золотистый Golden Special – окрашенные красками металлик.

Развитием серии Special стали дебютировавшие в 1966 году скутеры Special X, или просто SX. Lambretta 150 Special X получила ещё более мощный мотор – 9,4 л.с., и уже могла разогнаться почти до заветных 100 км / ч. 11‑сильная топ-модель 200 Special X пришла на смену старшей TV, по наследству ей достались передняя подвеска с гидроамортизатором и дисковый тормоз. «Двухсотка» стала особенно популярной в Великобритании, и неспроста.

Молодёжные тренды переменчивы – особенно там, где у тинейджеров по родительскому попустительству заведутся кое‑какие деньги. Послевоенная Британия пережила несколько волн молодёжной субкультуры, особенно яркой стали набравшие популярность в начале 60‑х моды (mods – от modern, в противопоставлении trads, от traditional). Эти выходцы из low-middle class готовы были голодать, чтобы купить модную шмотку, слушали кул-джаз и ска и обожали всё итальянское – от костюмчиков до скутеров. Свои Lambretta и Vespa они модифицировали в неподражаемом mods-style, увешивая десятками зеркал, фар и флажков и облепляя наклейками. Впрочем, пачка амфетаминов, выкидной нож или кастет тоже лежали в кармане модного пиджачка. Моды упоённо рубились с рокерами, апофеозом стала собравшая тысячи участников «Бойня в Брайтоне» 18–19 мая 1964 года. Этим событиям посвящён альбом 1973 года Quadrophenia британской группы The Who и одноимённый фильм 1979 года.

Продолжая «модную» тему, концерн Innocenti заказал рестайлинг знаменитой дизайн-студии Bertone. Маэстро чуток освежил машину, сделав облицовки ещё стройнее и добавив прямоугольную фару. Но механика осталась прежней: двухтактные моторы 125, 150 и 200 см³, дисковый тормоз и гидроамортизатор передней подвески только у 200‑кубовой модификации. Новая серия вышла на рынок в январе 1969 года под индексом DL (от De Luxe), но в Великобритании и некоторых других странах получила более звучный индекс GP (то есть Grand Prix).

Но времена изменились. Маленький, но полноценный автомобиль Fiat 500 стоил всего вдвое дороже, чем 200‑кубовая Lambretta. Не удивительно, что отцы семейств предпочитали взять кредит и пересесть на четыре колеса. И если в середине 60‑х концерн Innocenti выпускал по 100 000 скутеров в год, то к концу десятилетия этот поток иссяк. И в апреле 1971 года по‑ следняя «большая Ламбро» сошла с конвейера.

Собственно, семья Инноченти была готова к такому развитию событий. Ещё в 1959 году итальянцы заключили соглашение с концерном British Motor Corporation (BMC) и начали собирать автомобили – сначала малолитражки А40, а потом легендарные Mini. Вот только они не учли двух вещей. Во-первых, англичане постепенно прибрали всё к своим рукам и в 1972 году стали полными хозяевами компании. Во-вторых, британский концерн торжественно развалился в середине 70‑х, марку и за‑ вод выкупил сначала Алехандро де Томазо, а затем – концерн Fiat. Одно время на заводе собирали даже автомобили Maserati! Но со временем производство вывели в более современные корпуса, и на месте бывшего предприятия Innocenti сейчас жилой квартал.

Но все эти перипетии уже не имели никакого отношения к истории скутеров Lambretta. В 1972 году всё оборудование для их производства выкупило правительство Индии, основавшее компанию Scooters India Ltd. (SIL). На местном рынке эти скутеры продавали под маркой Vijay («Победа»), их производство продолжалось до 1997 года.

Скутеры по лицензии Innocenti выпускали в Испании, Латинской Америке, Индии, на Тайване

Но одной Индией история Lambretta не ограничилась. Где только эти скутеры не делали! Особенно популярны они были в Латинской Америке – производство и сборку итальянских скутеров освоили в Аргентине (под маркой Siambretta), Брази‑ лии, Колумбии, Чили. В Европе самым заметным их производителем стала испанская компания Servetta. До 1971 года большую часть деталей испанцы получали из Италии, но в 70‑х им пришлось выкручиваться самим. И довольно успешно: они осуществили переход на 12‑вольтовое электрооборудование (и даже экспериментировали с электростартером), освоили электронное зажигание, внедрили пластиковые детали. В 1973 году дебютировал оригинальный мини-мотоцикл Servetta Pony: фактически тот же 200‑кубовый скутер Lambretta, но без облицовок и со смонтированным между седлом и рулевой колонкой бензобаком. В 1987 году на мотосалоне в Милане компания продемонстрировала экспериментальный скутер Amiga с новомодной облицовкой на старом шасси. Увы, противостоять современным японским конструкциям испанцы не смогли и в 1990 году свернули производство.

В наше время резко возрос спрос на легендарные имена. Возрождением бренда Lambretta занимались итальянцы, англичане, индийцы, китайцы, тайцы… В конце концов права на марку достались швейцарскому консорциуму Innocenti SA, который в 2017 году представил новую серию скутеров Lambretta V-Special. Технически, конечно, это совсем другая машина (в её основе – тайваньский SYM Fiddle), но дизайн, созданный известной австрийской студией KISKA, скрупулёзно воспроизводит внешность легендарной итальянки полувековой давности.

Эволюция скутеров Lambretta (второе поколение)

Фото из архива редакции и Wikipedia Commons

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вся эта Африка Вся эта Африка

К «Хонде» у нас в стране отношение особое

Мото
5 черепно-мозговых травм, породивших гениев 5 черепно-мозговых травм, породивших гениев

Савантизм — состояние, которое приводит к появлению выдающихся способностей

Популярная механика
Александр Паль: Испытание верностью Александр Паль: Испытание верностью

Александр Паль – новый русский, в котором каждый сегодня узнает «своего»

СНОБ
Половцы: кому враги, а кому союзники Половцы: кому враги, а кому союзники

Половцы больше всех повлияли на развитие молодого государства Древней Руси

Дилетант
Посмотри на себя Посмотри на себя

Как помочь ребенку принять себя?

Домашний Очаг
В России создали сорбент для очистки воды от радиоактивных элементов В России создали сорбент для очистки воды от радиоактивных элементов

Ученые ДВФУ и ДВО РАН разработали сорбент для извлечения радиоактивных элементов

Популярная механика
Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!» Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!»

Шеф-пекарь Иван Забавников об особенностях профессии и вкусах гостей

Bones
3D-биопринтер напечатал ухо сквозь кожу мыши 3D-биопринтер напечатал ухо сквозь кожу мыши

Ученые создали 3D-биопринтер, который печатает формы с живыми клетками

N+1
«Мы расстались». Почему мужчины переживают не так, как мы? «Мы расстались». Почему мужчины переживают не так, как мы?

Почему женщины и мужчины могут по-разному воспринимать разрыв

Psychologies
35 откровенных вопросов, которые стоит задать своей девушке (чтобы узнать, что ей нравится в постели) 35 откровенных вопросов, которые стоит задать своей девушке (чтобы узнать, что ей нравится в постели)

Открытое общение между любовниками — залог более приятного секса

Playboy
Как клип трансформирует город Как клип трансформирует город

Будущее всегда стремилось к целостности — у нас первый раз не так

Weekend
«У этой женщины было все» — но она пыталась убить мужа семь раз «У этой женщины было все» — но она пыталась убить мужа семь раз

Рут вела роскошную жизнь, у нее было все, чего она желала, кроме одного

Cosmopolitan
Мужская марка, за которой стоит следить: нигерийские традиции на современный манер в коллекциях Kenneth Ize Мужская марка, за которой стоит следить: нигерийские традиции на современный манер в коллекциях Kenneth Ize

Кеннет Изедонмвен совмещает традиционное мастерство и дух времени

Esquire
Города-рекордсмены: самый высокий, далекий и загруженный Города-рекордсмены: самый высокий, далекий и загруженный

Знакомимся с интересными городами заочно

Популярная механика
Невидимая опасность Невидимая опасность

Насколько надо контролировать ребенка в Сети, чтобы не нарушать его границ

Лиза
У лондонских лисиц обнаружили признаки одомашнивания У лондонских лисиц обнаружили признаки одомашнивания

Изменения лондонских лисиц, которые характерны для многих домашних животных

N+1
1948: за советский спорт 1948: за советский спорт

Как начиналось серийное производство спортивных мотоциклов в СССР

Мото
Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко Бегство из зоопарка: взлеты и падения ленинградской рок-звезды Майка Науменко

Глава из книги «Майк Науменко. Бегство из зоопарка»

Forbes
Гений места: президент HONOR в России Тони Ран о бизнесе и мотивации Гений места: президент HONOR в России Тони Ран о бизнесе и мотивации

Интервью с президентом HONOR Россия Тони Раном

Esquire
Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки Назад в 2000-й: бензин по 7 рублей, строительство ТТК и массовые иномарки

С чего начался XXI век в автомобильной отрасли России

РБК
Кофе с лимоном: польза и вред, плюс лучшие рецепты Кофе с лимоном: польза и вред, плюс лучшие рецепты

Волшебное средство или пустышка?

Playboy
Треть людей не заметила почти полного выцветания виртуальной реальности Треть людей не заметила почти полного выцветания виртуальной реальности

Мы практически не различаем цвета на периферии зрения

N+1
«Люди на Луне. Главные ответы» «Люди на Луне. Главные ответы»

Был ли достаточно развит технический уровень в 1960-е годы для полета на Луну

N+1
Шестимесячные дети смогли отличить мажорную тональность от минорной Шестимесячные дети смогли отличить мажорную тональность от минорной

У детей распределение чувствительности к тональностям оказалось как у взрослых

N+1
Голоса зовут Голоса зовут

Лайн‑ап из молодых российских певиц

Vogue
«Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы «Смотри, как я могу». Биатлонист, ортопед и реаниматолог обсуждают спортивные травмы

Дискуссия о том, почему важно быть внимательным к спортивным травмам

СНОБ
Пчеловечество в опасности Пчеловечество в опасности

Удастся ли остановить вымирание пчел и как обстоят дела с производством меда

Огонёк
«Сегодня я не стану кричать на ребенка». Нужно ли исправлять свои родительские ошибки «Сегодня я не стану кричать на ребенка». Нужно ли исправлять свои родительские ошибки

Отрывок из книги детского психолога Екатерины Кес о трудностях воспитания

Forbes
«Русский Джастин Бибер»: как Егор Крид стал кумиром поколения Z и заработал $6,9 млн, несмотря на «развод» с Тимати «Русский Джастин Бибер»: как Егор Крид стал кумиром поколения Z и заработал $6,9 млн, несмотря на «развод» с Тимати

Как Криду удается зарабатывать миллионы, эксплуатируя образ хорошего парня?

Forbes
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
Открыть в приложении