Мой мото-бизнес
Даже не знаю, стоит ли лишний раз представлять нашего сегодняшнего гостя. Дмитрий Хитров, пожалуй, один из самых известных людей в российском мотосообществе – мотоциклист, путешественник, совладелец культового бара «Хонки-Тонк», идейный вдохновитель и один из организаторов выставок «МотоВесна» и «МотоЗима», а также фестиваля «Байкальская миля». А ещё он старый друг нашей редакции. Поэтому, с вашего позволения, мы будем на ты.
Дим, я не стану спрашивать тебя про деревенское детство и дедушкин мотоцикл «Урал». У всех эти истории практически одинаковы!
Не надо. Так уж получилось, что лично у меня не было ни того, ни другого…
А что тогда заставило тебя сесть на мотоцикл?
Как что? Конечно, плохая компания! Мне тогда было лет 17–18 – непозволительно поздно по нормам советского времени! Появились друзья-мотоциклисты, а я просто боялся им признаться, что никогда не ездил на мотоцикле. И когда в один прекрасный день мне дали чей‑то «Урал» с длиннющей самодельной вилкой и предложили «зажечь», я с перепугу выдернул его в свечку, как‑то умудрился не упасть и даже проехал круг. Сам не знаю, как так получилось, но с тех пор меня в компании зауважали.
А чуть позже у меня появился свой собственный «Днепр», который я больше ремонтировал, чем на нём ездил. Тем не менее это стало затягивать, и со временем я купил «нормальный» японский мотоцикл. Но это был уже, дай Бог памяти, 2001 год.
Когда тебя впервые посетила мысль, что увлечение мотоциклами может стать бизнесом?
Да практически сразу, как только в нашей стране стала доступна более-менее приличная техника! Я тогда учился в МГУ, а ночами подрабатывал со своими друзьями в одной типографии. Однажды нас осенило: мы же байкеры и одновременно печатники! Это значит, что мы практически готовы к выпуску своего собственного мотоциклетного журнала. По крайней мере, нам так казалось. На самом деле мы тогда ни фига не смыслили ни в журналистике, ни в издательском бизнесе. Меня познакомили с Юрой Сиротой, который тоже мечтал о мотожурнале. И уже вместе с ним мы стали готовиться к выпуску первого номера журнала Bike Freak. Собирать его мы начали в 2001 году, а напечатали только весной 2002‑го.
В головах у нас тогда была примерно такая схема бизнеса: журнал хороший, печатается на дорогой бумаге, а значит, и стоить должен не дёшево. Для начала забабахали 10 000 экземпляров. Решили, что для первого номера это нормально. У «Мото» в то время тираж зашкаливал за 80 000, но мы решили, что на первых порах нам хватит и десяти. Рассчитывали продать их по 10 $ – это же какая сумма получается! Ну ещё и за счёт рекламы сколько‑то добьём…
Ну и как? Сколько продали?
Кстати, нормально продали. Примерно 2500 экземпляров. Это не принесло прибыли, но практически окупило все наши расходы. Хороший результат для первого номера очень, честно говоря, нескладного и никому не известного журнала. И это, заметь, при полном отсутствии рекламы, распространения и какого‑либо пиара.
Сегодня, вспоминая то время, я понимаю, что только слепой энтузиазм позволил нам сделать журнал. Он выпускался не регулярно, непрофессионально, буквально на коленке, но наше мастерство от номера к номеру росло. И уже годика через два у нас был вполне приличный продукт, которым я и сегодня горжусь. Я брал его с собой на разные европейские выставки, показывал людям, и, глядя на него, они смогли поверить, что у нас в России не только медведи с балалайками по улицам разгуливают, но и теплится какая‑то мотоциклетная жизнь и даже зарождается своя собственная мотокультура.
В этом начинании нам здорово помог известнейший фотограф и журналист Хорст Рёстлер. Вместе со своим коллегой Эгбертом Эшенбахером (который тогда выпускал журнал High Performance) они по‑дружески в нас поверили и начали бесплатно снабжать материалами топового европейского уровня. Сделать что‑то подобное в России тогда было невозможно. Мы дополняли эти материалы своими собственными статьями и в целом получался хороший, крепкий журнал.
В итоге удалось на этом заработать?
Нет, с коммерческой точки зрения это было абсолютно провальное предприятие. Каждый очередной номер загонял нас всё глубже и глубже в долги. Поэтому не удивительно, что журнал в конце концов умер. Но зато за те четыре года, пока мы его выпускали, мне удалось здорово вырасти в профессиональном плане. Я погрузился в мотокультуру, обзавёлся множеством деловых и дружеских связей по всему миру и, можно сказать, почувствовал себя на коне!
Чуть позже, вместо почившего Bike Freak, мы с моим другом Сашей Орловым стали делать интернет-журнал RuRiders, который тоже просуществовал года четыре. Сегодня, анализируя причины его закрытия, я думаю, что нашей главной ошибкой стало то, что мы выпускали журнал не в реальном времени, как уже тогда требовал интернет, а собирали его по номерам и только потом выгружали их в сеть.