Москиты, пустота и буддизм: чего ждать от Бурятии
Артур Гранд отправился в Бурятию, чтобы побывать на степном музыкальном фестивале и приблизиться к пониманию принципа пустотности, а теперь по просьбе «РБК Стиль» рассказывает, что это такое и с какими впечатлениями он вернулся из поездки.
Бурятия — один из самых аутентичных российских регионов: здесь процветают буддизм, шаманизм и есть деревни староверов, тут степи, горы и огромное количество озер, самое именитое из которых, конечно, Байкал. Слово «энергия» часто звучит в бурятском контексте: многие сюда приезжают именно за энергией, некой таинственной силой, природной или даже магической, за обнулением самих себя. Я ехал примерно за этим же, настроенный, скорее, мифическим, нежели практическим образом. Но самым большим впечатлением для меня стало то, о чем я не знал и не слышал раньше — учение Калачакры, материализовавшееся в виде лепестка редкого цветка в кармане моего рюкзака.
Дацаны
Один из самых известных дацанов в Бурятии — Иволгинский. Он находится в получасе езды на машине от Улан-Удэ. Дацан работает не только как монастырь, здесь же находится буддийский университет и резиденция Хамбо-ламы. Шумный и пестрый, он не похож на буддийские храмы, которые я видел в разных странах мира, и выбивается даже из бурятского ландшафта.
Большинство туристов и паломников едут сюда посмотреть на нетленное тело Хамбо-ламы Этигэлова, который в 1927 году, находясь в состоянии медитации, погрузился, как считается, в состояние нирваны. Ученые говорят, что технически зафиксировано функционирование его мозга. Тело практически не разлагается, Этигэлов находится в сознании, он неподвижен во дворце за стеклом. Многие говорят об инсайтах, которые их настигли возле нетленного тела. Мне сложно вспомнить, каковы были мои мысли, они рассеялись, я напряженно вглядывался. Лама похож на восковую фигуру, его «готовят» к обозрению, подумалось мне, хотя, возможно, это продиктовала светскость моего сознания. Я унес со встречи с ним синий «хадак» (дарственный шарф) и ощущение фантасмагории, исходящей как от ламы, так и от ажиотажа вокруг него. А из храмов дацана я взял с собой воспоминание о поразительно нежных изображениях Будд, женоподобных существ с лимоновидными глазами.
Дацан «Ринпоче Багша», основанный тибетцем Еше Лодой Ринпоче с благословения Далай-ламы XIV, расположен на самой высокой точке Улан-Удэ — Лысой горе. Он стилистически отличается от Иволгинского, даже контрастирует с ним. Здесь тихо, спокойно, медитативно, с одной стороны — ускользающий вниз город, с другой — ароматные высокие сосны. Внутри монастыря — золотой шестиметровый Будда и гигантские деревянные четки, снаружи — сад и «дорога жизни», огибающая монастырь. Тропа длиною в один километр: идешь по ступеням вверх и вниз, можно отдохнуть в одной из двенадцати беседок медитации, но мне шагалось бодро и останавливаться не хотелось. Я вдыхал запах сосен и смотрел на разноцветные флажки («хий-морин»), которые вешают рядом с дацаном в определенном направлении (зависит от даты рождения человека). Мне достались голубой цвет и западная сторона. Ветер колышет флаги, и удача сопутствует их обладателям.