Стойкий Физтех*
Проректор МФТИ Виталий Баган — о том, как и почему нашему выдающемуся вузу удалось в условиях постоянно меняющихся внешних обстоятельств сохранить свою уникальную образовательную систему
Образовательная система Физтеха (Московский физико-технический институт — национальный исследовательский университет), созданная при участии многих выдающихся советских ученых, стала в свое время образцом инженерно-физического образования для всего Советского Союза и была воспринята с большим интересом во многих странах — в первую очередь благодаря выстроенной связи образования с научными учреждениями и промышленными предприятиями.
За последние годы высшее образование в России подверглось нескольким реформам, которые были встречены общественностью весьма неоднозначно. Чтобы обсудить, насколько Физтеху удалось в условиях постоянно меняющихся внешних обстоятельств сохранить свою систему, мы встретились с проректором МФТИ по научной работе, кандидатом физико-математических наук Виталием Баганом.
— Как бы вы определили основные особенности и основные преимущества образовательной системы Физтеха?
— То, что мы называем системой Физтеха, было придумано Петром Леонидовичем Капицей еще в 1946 году. Он много работал с Резерфордом и с другими крупными учеными и считал необходимым, чтобы талантливые студенты как можно раньше начинали работать вместе с ведущими учеными, видел, что от этого выиграют как сами студенты, так и лаборатории, в которые они попадают. Такой путь он прошел лично, он очень рано стал работать на переднем крае науки. И он сформулировал три ключевых принципа своей системы. Первый — это отбор талантливой и способной молодежи по всей стране, потому что везде рождаются талантливые ребята и важно не замыкаться на Москве и Московской области, а принципиально собирать лучших из разных регионов. Для этого применялись разные методы, в том числе еще в советское время, более пятидесяти лет назад, была запущена заочная физико-техническая школа, которая действительно помогала ребятам из глубинки получить знания, которые не давал школьный учитель. Я сам прошел через ЗФТШ с восьмого класса, а Константин Новоселов даже в своей Нобелевской лекции упоминает ЗФТШ как механизм, который помог ему из Нижнего Тагила поступить в ведущий советский университет и пройти тот путь, который у него случился.
Второй принцип: научными руководителями этих студентов должны быть ученые, которые работают на переднем крае науки. Ребята как можно раньше должны погружаться в общение с теми, кто занимается реальной наукой, реальным производством, и чувствовать дух новых, актуальных современных задач.
И третий важный аспект — это индивидуальный подход, когда каждый талантливый студент имеет возможность выбрать направление обучения и даже в рамках своего направления у него может быть разный набор курсов. То есть то, что сейчас модно называть индивидуальной траекторией студента, было заложено еще в советское время в систему Физтеха. И мне многие академики и члены-корреспонденты рассказывали, что у них такая индивидуальная траектория складывалась еще пятьдесят лет назад, когда они учились в Московском физико-техническом институте. Какой курс посещать и что слушать, решалось при участии научного руководителя, и в зависимости от склонностей, которые студент проявлял, от его интереса к экспериментальной и теоретической проработке вопроса ему назначались какие-то дополнительные курсы и семинары.
Эти три краеугольных камня не утратили актуальности и поныне. Система была уникально спроектирована таким образом, что для самых талантливых ребят другой, более эффективной системы, наверное, пока не придумали. Мы говорим не про массовое образование, а именно про образование, которое формирует лидеров в науке и в индустрии. Система показала свою очень высокую эффективность: Физтех подготовил двух нобелевских лауреатов, более ста академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук, ряд генеральных конструкторов ключевых предприятий. И очень-очень много просто талантливых ученых, которые ценятся как в России, так и по всему миру.
— Как поддерживалась эта модель в последние десятилетия, когда и в системе образования, и в экономике, и в науке постоянно происходили изменения? Насколько я понимаю, при том что связи Физтеха и научных институтов сохранились, все-таки уровень многих из этих институтов, откровенно говоря, несколько понизился и их связи с промышленностью уменьшились.
— Конечно, новое время принесло новые вызовы этой системе. И самым серьезным изменением и вызовом было, наверное, время перестройки, девяностые годы, когда возникла высокая неопределенность в том, куда и как будет развиваться страна, и большая недофинансированность науки в целом. Очень многие институты, очень многие предприятия тогда чувствовали себя плохо и не могли обеспечить предусмотренной системой связки при переходе студента от учебы в состояние эффективного научного сотрудника. Потому что еще одно важное свойство системы Физтеха — уже не принцип, а именно свойство, — что человек готовится в рамках конкретной научной задачи и наиболее эффективное место его применения находится там, где его и подготовили. Получив прикладные актуальные знания в РКК «Энергия», или в НИИ «Полюс», или в «Росатоме», он будет очень эффективен в рамках именно этой организации. А первым местом трудоустройства, первым местом реализации его карьерного пути должна быть его базовая кафедра, то место, где он подготовлен. И если предприятие чувствует себя плохо и не предлагает рабочих мест, то и подготовка студента уже не настолько эффективна. Конечно, он может найти себе применение в других областях, и физтехи в девяностые годы проявили очень хорошую изобретательность, показали эффективность не только в науке, но и в бизнесе, многие открыли свои компании и преуспели в этом. В список «Форбс» входит больше десяти выпускников МФТИ — это очень высокий показатель. Но готовили мы их все-таки для другого.
И в этом смысле пришлось в системе многое менять, эти изменения пошли с начала двухтысячных, когда в стране резко вырос запрос на кадры по компьютерным технологиям и Физтех открыл базовые организации во многих IT-компаниях. На сегодня около тридцати процентов студентов МФТИ обучаются в интересах ведущих IT-предприятий страны. И это не рядовые программисты, а, как и раньше, ребята, которые решают сложные неструктурированные задачи в программировании. Мы считаем своей задачей готовить не массовых кодеров, а специалистов в программировании, в IT-отрасли в целом (а сейчас это еще и искусственный интеллект), нацеленных на решение очень сложных задач, которые стоят и перед всем человечеством, и перед нашей страной.