Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБКАвто

Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

Автор: Михаил Шатров

Электромобили долго воспринимались как технологический прорыв, но теперь все чаще звучат сомнения в их успешном будущем. Зачем они вообще нужны, с какими проблемами сталкиваются и что ждет их завтра?

Первый контакт

Эксперименты с дорожным электрическим транспортом начались еще в XIX веке, а первым электромобилем принято считать трицикл, созданный французским изобретателем Густавом Пьером Труве в 1881 году — на несколько лет раньше, чем немецкий инженер Карл Бенц запатентовал свою мотоколяску с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Наиболее популярными первые электромобили стали в США, где на рубеже XIX–XX веков числилось свыше 30 тыс. экземпляров — около 40% от общего парка машин. Ситуация резко изменилась в 1913 году, когда Генри Форд совершил революцию в индустрии — компания Ford перевела производство Model T на конвейер, что сделало автомобили доступными не только для богатых людей, но и для представителей среднего класса.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания стали значительно дешевле электрических, а развитие дорожной сети повлияло на частоту и дальность поездок — машины с батареями тех лет уже не могли обеспечить необходимый запас хода. На несколько десятилетий они вновь превратились в узкоспециализированную технику.

Об электромобилях вновь всерьез заговорили в 90-х годах прошлого столетия — транспорт, который не выбрасывает вредные вещества в атмосферу, оказался очень востребованным в крупных городах.

Но в те времена электромобили не могли составить конкуренцию традиционным машинам с ДВС. Выбор моделей был скудным, отсутствовала зарядная инфраструктура, автомобильные компании практически не инвестировали в это направление, а власти никак не стимулировали покупку таких транспортных средств.

Перезагрузка идеи

Одним из главных событий в истории электромобилей стало основание компании Tesla в 2003 году. Концерн General Motors тогда только закрыл нашумевший проект EV1 — были отозваны и переработаны все произведенные электромобили (их предлагали в штатах Калифорния и Аризона на условиях лизинга). По мнению сторонников теории заговоров, сделано это было для того, чтобы продемонстрировать несостоятельность такого транспорта в сравнении с автомобилями с ДВС.

Но оказалось, что людям нужно было просто предложить соответствующий их требованиям продукт. Таким и стал электромобиль Tesla Model S, производство которого началось в 2012 году. На первых порах машину преследовали проблемы — низкое качество сборки, периодические возгорания, критика из-за несовершенной управляемости и работы электроники.

Но Tesla Model S обладала тем, чего не было ни у одного из конкурентов, — превосходной динамикой разгона и запасом хода, достаточным для комфортных ежедневных поездок. Сейчас Tesla предлагает уже пять моделей и входит в топ-15 компаний с самой высокой рыночной капитализацией в мире.

Автомобильная индустрия спешно приступила к созданию конкурентов продукции компании Tesla. За последнее десятилетие на рынок вышло свыше сотни разнообразных моделей — от компактных городских хэтчбеков до исполинских пикапов Hummer и Rivian. Самые мощные электрокары легко бросят вызов даже именитым суперкарам Porsche, Ferrari и Lamborghini — с места до 100 км/ч они разгоняются всего за две секунды.

Конечно, большинству покупателей электромобиль необходим не для рекордов на гоночных трассах, а в первую очередь для снижения эксплуатационных расходов. Топливо постоянно дорожает, поэтому с развитием сетей зарядных станций появляется все больше стимулов для покупки машины на электротяге.

Также во многих странах государство компенсирует часть средств, потраченных на покупку электромобиля. Например, в Германии можно сэкономить €3750, выбрав хэтчбек Volkswagen ID.3 вместо соразмерного Volkswagen Golf. В России действует субсидия в размере до 925 тыс. руб. — она распространяется только на модели локального производства при приобретении в кредит.

Есть и дополнительные льготы. В России владельцы электромобилей могут ставить их бесплатно в зонах платной парковки, а в столице Великобритании они освобождены от сбора за въезд в центр города (£15 за день).

Современные электромобили позволяют не только снизить эксплуатационные расходы (у них нет ДВС, который требует регулярного обслуживания) — они удобны в управлении, а некоторые из них даже оснащаются системами автономного вождения.

Неудивительно, что спрос на электромобили во многих странах действительно заметно вырос. В 2023 году бестселлером европейского рынка стала Tesla Model Y, продажи которой превысили миллион экземпляров. Это серьезный успех, если учесть, что публика в Старом Свете достаточно консервативна и предпочитает автомобили местных производителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Перевести дух Перевести дух

Студенты готовы начать свое дело лишь через пять лет после окончания вуза

РБК
Откуда берутся деньги Откуда берутся деньги

Как доллар превратился в глобальное оружие

Деньги
Автопалатка — это полная свобода Автопалатка — это полная свобода

Everest Touring выводит на рынок автопалатки с авиатехнологиями

Монокль
Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Элементарно, Ватсон: как создавался советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике от Масленникова

Правила жизни
Пирр и его победы Пирр и его победы

Почему именно Пирра Антигон назвал лучшим полководцем эпохи?

Дилетант
У Ричарда Османа выходит книга «Мы раскрываем убийства». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Ричарда Османа выходит книга «Мы раскрываем убийства». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Отрывок из книги «Мы раскрываем убийства» Ричарда Османа

Maxim
Автопророки Автопророки

На Шанхайском автосалоне производители попробовали заглянуть в будущее

ТехИнсайдер
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Всем построиться! Всем построиться!

Сергей Кузнецов охотно делится взглядом на архитектуру и урбанистику

Men Today
Окно в Китай Окно в Китай

Как китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире

Ведомости
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
«Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой «Король гремучих змей»: как Кларк Стэнли сколотил состояние на лекарстве, которое оказалось пустышкой

Масло от всех болезней — история громкой аферы Кларка Стэнли

ТехИнсайдер
Все индивидуально Все индивидуально

Зачем бизнесу нужны кастомные ИИ-решения

РБК
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий Мягкая сила: как бывшие спецназовцы развивают региональную сеть фитнес-студий

Как армейские друзья создали сеть студий «мягкого» фитнеса

Forbes
Дико эстетично Дико эстетично

В фокусе внимания — экодизайн из полевых цветов

КАНТРИ Русская азбука
«Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа «Жена айтишника»: с чем сталкиваются женщины, которые эмигрируют из-за работы мужа

Как повышение близкого человека может стать источником проблем

Forbes
Ефремовы Ефремовы

Чета Ефремовых: от основателя «Современника» до звёзд сегодняшнего дня

Караван историй
Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом Тест-полоска: как Минздрав помогает регионам лечить пациентов с диабетом

Как реализуется федеральная программа «Борьба с сахарным диабетом»

Forbes
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры» Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры»

Иван Ярыгин о том, что делают динозавры и инопланетяне в московских пейзажах

Ведомости
Любовь под пальмами Любовь под пальмами

Как отдохнуть, набраться сил и укрепить отношения в совместном отпуске

Добрые советы
Нейробиологи показали, как мозг хранит и редактирует наши воспоминания Нейробиологи показали, как мозг хранит и редактирует наши воспоминания

Механизмы, которые хранят и обновляют воспоминания в мозге

ТехИнсайдер
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Открыть в приложении