Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания
Во второй половине 1990-х годов ВМС Великобритании включали три легких авианосца типа «Инвинсибл» («Инвинсибл» R05, «Илластриес» R06 и «Арк Ройял» R07), построенные в 1980–1985 годах. Это были наиболее крупные корабли английского флота. В конце 1980-х – начале 1990-х годов они подвергались модернизации, в ходе которой совершенствовалось оборудование полетной палубы, устанавливались современные зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийские комплексы. Однако 28 августа 2014 года последний из них, «Илластриес» R06, был списан.
Впрочем, совсем без авианесущих кораблей страна не осталась. Великобритания является единственным в мире государством, в составе флота которого находится специализированный учебный авианосец. В 1987 году английским ВМС был передан учебный авианесущий корабль «Аргус» (HMS «Argus»), переоборудованный из контейнеровоза «Котендер Безант» («Kotender Besant») итальянской постройки 1981 года. С началом Фолклендского конфликта этот контейнеровоз был временно зафрахтован министерством обороны Великобритании, судно совершило два рейса в Южную Атлантику и доставило в район боевых действий девять вертолетов «Чинук» и четыре самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) «Харриер». После окончания военных действий контейнеровоз вернули владельцу – компании «Си контейнерз», но в начале 1984 года ВМС приняли решение выкупить судно за 13 млн фунтов стерлингов и переоборудовать его в учебный авианосец.
Реконструкция проходила с 1984-го по июнь 1988 года в Белфасте на верфи фирмы «Харланд энд Вульф». Ее стоимость составила 50 млн фунтов стерлингов. По своей архитектуре, отличающейся развитой носовой надстройкой и отсутствием сплошной по всей длине корабля полетной палубы, «Аргус» весьма сильно напоминает крейсер-вертолетоносец. Однако по своему назначению, а также в связи с отсутствием у него ударного ракетно-артиллерийского вооружения он ближе к легким авианосцам, правда, необычной архитектуры. Командование английских ВМС полагает, что корабль по своим характеристикам может успешно решать широкий круг задач, в том числе: служить учебной плавбазой для подготовки летно-технического состава морской авиации, участвовать в десантных операциях, принимать на борт морских пехотинцев и др.
При реконструкции в кормовой части корабля была оборудована полетная палуба длиной 113,5 м, под которой размещен ангар, вмещающий 8 самолетов и 3 вертолета. В носовой части корабля по его правому борту и в кормовой по левому борту имеются самолетоподъемники. Носовая надстройка в процессе работ была значительно расширена для размещения оперативного поста, поста связи, стартового командного пункта (для управления полетами авиации), помещения для предполетной подготовки, хранилища зенитных боеприпасов, а также оборудования жилых помещений для возросшего экипажа. Вместо двух труб, расположенных побортно, была сделана одна на правом борту в небольшой надстройке, передвинутой ближе к середине корпуса. В движение корабль приводят 2 дизеля по 11700 л.с. Запасы авиационного топлива составляют 1000 м3. При переоборудовании была значительно увеличена мощность источников электропитания, корабль оснащен успокоителями качки, системой передачи топлива на ходу и др.
Водоизмещение – 28480 т, длина – 175 м, ширина – 30,5 м, осадка – 8,1 м, экипаж – 401 чел. (137 авиационная группа), скорость – 19 узлов, запас хода – 20 тыс. миль. Вооружение: четыре 30-мм зенитных установки, до 18 самолетов и вертолетов. Обычно на нем базируется 6 вертолетов «Си Кинг», однако возможно применение учебного авианосца в качестве легкого ударного авианесущего корабля. В этом случае на нем могут разместиться до 12 СВВП «Харриер».
Впрочем, опыта применения корабля в этом качестве нет: в 1991 году в ходе войны в Персидском заливе «Argus» выполнял роль госпитального и ремонтного судна, а во время операций в Боснии действовал как десантный корабль-вертолетоносец. Таким образом, в «одном флаконе» мы имеем: учебный авианесущий корабль, медицинское судно, десантный корабль и авиатранспорт. Отнести «Аргус» к определенному типу сложно, поэтому, базируясь на основной классификации, его, по большому счету, следует считать учебным кораблем. Ожидалось, что «Argus» уйдет со службы в 2024 году. Однако в 2022 году министр оборонных закупок указал, что срок его службы будет продлен до 2030-го. Предполагается, что его функции будут переданы новым многоцелевым кораблям.
После окончания холодной войны в Европе и Азии вдруг стало очень популярным строительство авианесущих десантных кораблей. Сначала в массовом порядке пошли десантные вертолетоносцы корабли-доки (ДВКД). А за ними стали строиться и универсальные десантные корабли (УДК), хотя часто и под другими названиями. При этом европейские десантные корабли гораздо меньше американских «коллег»: европейские УДК примерно равны по размерам американским ДВКД, а европейские ДВКД чуть ли не вдвое меньше (по водоизмещению) своих американских «братьев по классу».
Дело в том, что нынешние европейские концепции, в отличие от американских, никакого штурма берега не предусматривают. Европа собирается проводить разного рода «миротворческие операции», в которых их противниками будут иррегулярные формирования, не имеющие ни флота, ни авиации, ни даже нормальных сухопутных войск. Соответственно, европейские УДК представляют собой своеобразные плавучие базы морской пехоты, где действующие на берегу силы получают расходные материалы для ведения боевых действий, а также могут подлечиться и отдохнуть. Заодно УДК становятся плавучими пунктами управления операциями, проводящимися на берегу. Собственное оборонительное вооружение этих кораблей является чисто символическим, эскорт им тоже ни к чему, ведь противник не способен их достать. Тем не менее некоторые УДК могут выполнять функции легких авианосцев.