Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историйКультура

Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь и познакомилась с невероятным количеством талантливых, знаменитых и прекрасных людей. Инна Чурикова, Олег Янковский, Саша Абдулов, Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой... Я помню всех, кто был со мной и Колей Караченцовым и в минуты радости, и в минуты горя...

Беседовала Ирина Зайчик

В Театр Ленинского комсомола я пришла еще до Марка Захарова. Софья Владимировна Гиацинтова, председатель худсовета, после моего показа сказала, что меня берут и сразу же вводят в спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже», где играли Александр Збруев и Николай Караченцов. Так началась моя жизнь в этом театре — и личная, и творческая...

Марк Анатольевич Захаров появился в театре в сентябре 1973 года. С его приходом начался расцвет театра. Караченцов и Захаров придумали новое название ему — «Ленком». В зале на собрании коллектива было много молодежи. Мы были поражены, что главный режиссер всех работников «Ленкома» называл по имени и отчеству и ни разу при этом не ошибся. Он обвел всю труппу строгим взглядом и сказал программную речь: «Я пришел создавать новый театр и прошу вас быть моими соратниками. Это будет ваш второй дом. Если кто-то будет мешать создавать мой театр, буду расставаться с ним, запомните это. Никому не позволю разрушить мой театр».

Мы приняли его слова с восторгом. Жизнь закипела. Все молодые, красивые, веселые, азартные. Мы пели, танцевали, репетировали, порой даже спали в гримерках, а вечером бежали на спектакль. Это был совершенно бешеный ритм, но нам он очень нравился. Ко всем праздникам с энтузиазмом ставили капустники. В фойе театра расставляли столы с угощением, покупали вино, пирожки в буфете.

Начались репетиции «Автограда-XXI» по пьесе Юрия Визбора. Это был режиссерский дебют Марка Захарова. В этом спектакле свою первую главную роль на московской сцене сыграл Олег Янковский.

Олега в «Ленком» привел Евгений Павлович Леонов, они вместе снимались в фильме «Гонщики». Олег был тогда актером саратовского театра. На съемках у них получился прекрасный актерский тандем. Евгений Павлович был как ребенок: если кто-то ему нравился, он тут же в него влюблялся. Леонов, вернувшись со съемок, порекомендовал молодого Янковского Захарову: «Марк, появился такой замечательный актер, настоящий герой-любовник, с невероятным обаянием, голубыми глазами».

Захаров специально поехал в Саратов, чтобы посмотреть на Янковского в спектакле «Князь Мышкин». И настолько был потрясен его игрой, что тут же пригласил в свой театр.

Стилистика «Автограда-XXI» была новой, непривычной. Это был музыкальный спектакль, вся молодежь нашего театра играла строителей нового города и пела зонги: «Мы видим этот город пока издалека, мы видим этот город, не названный пока».
Олежка был непоющий, но он подобрал себе подходящий речитатив. Когда надо было вступать или замолчать, кто-то из музыкантов «Аракса» щипал его за спину. Янковский всегда существовал отдельно от всех. Красив, статен, высок, выразителен — он гипнотически действовал на зал.

В «Автограде-XXI» я репетировала роль Марии, любовницы героя Олега Янковского, а Света Савелова — его жену. Но моя карьера была принесена в жертву любви — у меня начался роман с Колей Караченцовым. И я не могла сосредоточиться на репетициях. Как-то Марк Анатольевич сказал: «Людмила Андреевна, вы как-то отвлекаетесь... у вас то развод, то влюбленность». И перевел меня в массовку.

А когда мы с Колей наконец определились, он сказал: «Вот теперь вы можете репетировать и играть с Олегом Янковским». Олежка совершенно трогательный человек был. Он плохо запоминал текст. И я за него его заучивала, чтобы подсказать на сцене. Как-то, помню, он в панике шепчет:

— Я все забыл.

— Тогда давай целоваться, — предлагаю. А что делать? Надо же как-то уйти со сцены.

Критикой наш спектакль был принят довольно прохладно, зато привлек внимание молодежной аудитории. С «Автоградом-XXI» мы проехали много городов: Ленинград, Ригу, Сызрань...

Все в театре были очень дружны. Но как у людей творческих, очень занятых работой, у нас было мало времени на дружбу. Бесконечные перелеты, поезда, машины, города, гостиницы, студии и концертные площадки. Помню, как однажды Коля сказал Олегу:

— Знаешь, я так хочу дружить семьями — я с Людкой, ты с Людкой. Но ты завтра куда едешь?

— На съемки в Ленинград.

— А я завтра на съемки в Крым. И как мы будем дружить семьями? Я тебя обожаю, Олежка, но наша жизнь расписана по минутам.

Но когда они встречались, то дарили свою любовь, тепло и бесконечное уважение друг другу. Как часто говорил Коля: «Неважно, насколько часто мы встречаемся, важно, как мы друг к другу относимся...»

Все, кто хоть однажды попадал в наш круг, оставались в нем до конца: поэты Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский, художник Илья Глазунов, модельер Слава Зайцев, балетмейстер Владимир Васильев, композитор Максим Дунаевский, актеры и актрисы, режиссеры, его гример, костюмерша. Благодаря дружбе Коли с Пьером Карденом мы попали на ужин в ресторан «Максим» в Нью-Йорке. Рядом со мной за столом сидела Жаклин Кеннеди в элегантном черном костюме, с огромной бриллиантовой брошью и в перчатках. Она была на нашем спектакле и долго благодарила потом Колю за доставленное удовольствие...

Людмила Поргина, 70-е годы

— Это уже когда в театре появилась постановка «Тиля»?

— У Марка Анатольевича очень быстро появился в планах этот спектакль. И хотя Гриша Горин успел написать только первые сцены, Захаров приступил к репетициям. Горин всегда сидел в зале рядом с ним. Смотрел на актеров, как они работают, и тут же сочинял следующие сцены. На глазах труппы рождался сюжет. А музыку к этому пластическо-музыкальному спектаклю написал Геннадий Гладков.

Тиля репетировал Караченцов. Всеволод Ларионов играл короля Филиппа II, Маргарита Лифанова мать Тиля. Мы, молодежь, выбегали в темноте, меняли декорации и участвовали во всех массовых сценах. Тогда Инны Чуриковой еще не было в распределении, Неле, невесту Тиля, репетировала сокурсница Коли Караченцова Анечка Сидоркина. И хорошо, кстати, репетировала. Но Света Савелова ходила по театру и вещала: «Чего вы так все стараетесь, сейчас придет Инна Чурикова, она и будет репетировать». И слова Савеловой оказались пророческими: трех героинь пьесы сыграла Инна. Чурикова стала знаменитой после того, как на фестивале в Локарно дебютный фильм Глеба Панфилова выиграл главный приз — «Золотой леопард».

Эту удивительную актрису в наш театр привел Олег Янковский. Никогда не забуду этот день. Помню, идет она по коридору в невероятной красоты джинсах, жилеточке обтягивающей и маленькой шапочке. А Коля, признаться, ее вначале побаивался: «Даже не знаю, как мне придется с ней играть». После первой же репетиции он пришел в восторг: «Я таких не видел!» Все его страхи развеялись: ему попалась партнерша, равная его таланту, он может импровизировать с ней и она ответит сразу же, а не будет смотреть в текст, что там написано. Она безумно чувствовала правду и в характерной роли, и в трагической, и в комедийной. Они с Колей все могли. Оба темперамента вулканического.

Мы с Колей учились в Школе-студии МХАТ, а Инна окончила Щепкинское училище. Ее педагог Солнцева мне рассказала историю, как Инна показывала этюд приемной комиссии. Ей дали задание: «Покажите, как вы месите тесто». Она азартно принялась «месить», изображая, как роняет в него воображаемый волос, ищет его и не может найти. В общем, в приемной комиссии все хохотали, а у Чуриковой слезы текли от огорчения — пирог-то будет с ее волосами.

До «Ленкома» она работала в ТЮЗе, дружила с Лией Ахеджаковой. И даже какая-то манера передавалась Ахеджаковой от Чуриковой и Инне от Лии. ТЮЗ — театр молодежный, она играла там Бабу-ягу. Андрон Кончаловский рассказывал, что именно он посоветовал Глебу Панфилову взять Чурикову на роль Паши в фильм «Начало». Однажды Глеб при встрече ему сказал:

— Мне нужна актриса с простым лицом, как из народа.

— О! — говорит Андрон. — Я сейчас с сыном ходил в ТЮЗ, там Бабу-ягу играла такая страшная актриса, но так здорово, что весь зал аплодировал.

И Глеб пошел смотреть спектакль, потом зашел за кулисы и предложил Инне пробы. Ее слова «Не надо, я и без проб согласна» и вся эта сцена вошли потом в фильм «Начало».

Николай Караченцов, 70-е годы

— Интересно, как она вживалась в роль девушки из Средневековья?

— Инуся — это подарок судьбы. Такого актерского диапазона артисток у нас еще не было. Весь театр бегал смотреть, как репетирует Чурикова. Инна серьезно готовилась к этому спектаклю. Проштудировала всю литературу о Средневековье. Оказывается, женщины тогда выбривали часть волос, чтобы лоб казался больше, подкладывали под платье подушку, будто беременные, и ходили животом вперед. Когда Чурикова появилась на первой репетиции, все обомлели. Она спрятала волосы под чулок, сверху намотала белый платок, под платье подложила подушку. Ее героиня Неле словно сошла с картин Лукаса Кранаха. Марк Анатольевич, помню, в замешательстве повернулся к Горину:

— Я не понял, она сумасшедшая или гениальная?

— Гениальная, гениальная!

Это был спектакль, на котором мы учились актерскому мастерству. Коля играл на разрыв аорты. А Инна была такая разная! То она Анна в рыцарских доспехах, то кроткая, любящая Неле. У нее была сцена, когда Тиль стоит за решеткой, а она кричит ему: «Когда ты придешь ко мне, Тиль, когда ты придешь ко мне? Я жду тебя!» Весь зал рыдал, и мы вместе с ним, стоя за кулисами. Глядя на нее тогда, я вдруг поняла, что она знает все про эту жизнь: как женщине бывает одиноко, как она любит, как она ждет и не дождется...

На репетициях Инна нервничала, потому что попала в эпицентр нашей любви с Колей. Стоило ей на минуту отвлечься, как ее партнер исчезал, он мчался ко мне за кулисы, чтобы поцеловать. Она оборачивается, а Коли рядом нет. Им любовную сцену играть, надо настроиться, а он увлечен другой артисткой. И тогда она решила пригласить нас с Колей в гости, чтобы познакомиться поближе: «Коленька, я жду тебя, приезжайте с Людочкой ко мне».

Тогда они с Глебом жили на Воробьевых горах в маленькой квартирке. Открыла нам дверь Инна, на голове у нее полотенце накручено — она только что голову помыла. Это был незабываемый вечер. Мы приехали часов в шесть вечера, а уехали в восемь утра. Всю ночь слушали музыку, читали стихи. А у нее пес был — доберман-пинчер. Инна говорит: «А теперь будем слушать Моцарта». А это уже второй час ночи. Она включила музыку, собака тут же громко завыла: «У-у-у-у...» Соседи стали стучать в стену, мол, дайте поспать приличным людям. На Воробьевых горах расцвел вишневый сад. Инна предложила: «Пойдемте в вишневый сад, вспомним Чехова».

Идем по цветущему вишневому саду, за нами бежит доберман-пинчер счастливый, его то Коля погладит, то Инуська. И такой был рассвет потрясающий, как будто мы уже в раю. А главное, все поняли, что очень похожи, что у нас общие интересы: обожаем Ахматову, Марину Цветаеву, Пастернака, Моцарта, Вивальди, Баха. Мы полюбили друг друга, и это осталось с нами на всю жизнь...

— Как прошла премьера «Тиля»?

— Марк Анатольевич, конечно, не ожидал, что получится такой грандиозный спектакль. Еще до премьеры по Москве прошел слух, что в ленкомовском «Тиле» гениально играют Караченцов и Чурикова. Зрители были готовы платить любые деньги за билеты. Вахтерша, помню, кому-то по телефону сказала такую фразу: «Раньше в наш театр ходили в валенках, а теперь только в болонье». Это был спектакль для молодых москвичей. В день премьеры толпа сломала двери в театр, все прорвались в зал, кто сел на пол, кто стоял на верхнем ярусе. Марк Анатольевич велел всех пропустить: «Пусть смотрят». Этот спектакль был настоящим событием, с которого началась новая эпоха в театре.

В конце спектакля в зале творилось невообразимое: зрители рыдали, смеялись, отбивали такт ногами, когда мы танцевали. Здесь сошлось все: музыка, пластика, игра. На спектакль пришел Евгений Евтушенко. О том, что в зале сидит знаменитый поэт, никто не знал. Он зашел за кулисы и спросил, где гримерка Караченцова. Подошел к Коле, поцеловал его в лоб и сказал. «Я всю жизнь мечтал сыграть Тиля. Но увидел его в твоем исполнении и понял, что ты сыграл так, как я хотел».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров» Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историй
Почувствовать себя сомелье: как работают современные винотеки Почувствовать себя сомелье: как работают современные винотеки

Как правильно выбирать вино, не проходя курсы сомелье

Forbes
Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением» Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением»

Я работаю с детьми, очень за них переживаю и всегда пытаюсь включаться

Коллекция. Караван историй
Достойный жених: индийский писатель о брачных традициях и жизни в Индии 50-х годов Достойный жених: индийский писатель о брачных традициях и жизни в Индии 50-х годов

Отрывок из книги «Достойный жених» индийского поэта и романиста Викрама Сета

Forbes
Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера» Ольга Лапшина: «Обожаю во время работы влюбляться в режиссера»

Она согласна сыграть даже голос за дверью, если ее зовут друзья...

Караван историй
Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования Ученья идут: какие технологии и почему закрепились в сфере образования

Как нейросети изменяют сферу образования?

Forbes
Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
Покидая Галактику: откуда летят самые быстрые звезды Млечного Пути Покидая Галактику: откуда летят самые быстрые звезды Млечного Пути

Астрономы обнаружили жертвы грандиозных космических взрывов

Forbes
Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение» Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историй
Погребенной на кровати раннесредневековой девушке воссоздали лицо Погребенной на кровати раннесредневековой девушке воссоздали лицо

Художники восстановили внешность молодой девушки из раннего Средневековья

N+1
Кристина Бабушкина: «Мне приятно, что меня называют сильной» Кристина Бабушкина: «Мне приятно, что меня называют сильной»

Кристина Бабушкина о том, что ей помогает восстановиться после работы

Здоровье
Просто перенервничала Просто перенервничала

Возможные последствия стресса (опасные тоже есть)

Лиза
Виктория Токарева: «Мы живем не так, как хочется, а как получается...» Виктория Токарева: «Мы живем не так, как хочется, а как получается...»

«У тебя есть особенность — возле тебя я становлюсь гениальным»

Коллекция. Караван историй
«Цитадель» братьев Руссо: как потратить более $300 млн на вторичный сериал «Цитадель» братьев Руссо: как потратить более $300 млн на вторичный сериал

Почему стриминги штампуют дорогостоящие, но вторичные проекты?

Forbes
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
Знай свои права! Как вернуть деньги, если услуга некачественная Знай свои права! Как вернуть деньги, если услуга некачественная

Как отстоять свои права потребителя?

VOICE
Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов

Чем грозят долгие годы жизни с критикующими родителями?

Psychologies
5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач 5 лучших способов не «подсесть» на капли для носа: отвечает врач

Как избавиться от проблем с дыханием и не «подсесть» на капли для носа

VOICE
Не-молоко, безглютеновая диета и кофе без кофеина: мифы и реальность Не-молоко, безглютеновая диета и кофе без кофеина: мифы и реальность

Не-молоко, безглютеновая диета, декаф — это просто хитрости маркетологов?

Psychologies
Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно

Простые и полезные рекомендации, как приучить ребенка к самостоятельности

Psychologies
Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились» Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились»

Кем быть в эпоху нестабильности с одной стороны, и расцвета технологий с другой?

РБК
«Онлайн снимает любые барьеры для людей» «Онлайн снимает любые барьеры для людей»

О внедрении искусственного интеллекта и секретах популярности коротких видео

РБК
Московский дневник: что писал о российской столице немецкий философ Вальтер Беньямин Московский дневник: что писал о российской столице немецкий философ Вальтер Беньямин

Отрывок из московского дневника философа-марксиста Вальтера Беньямина

Forbes
Сопки, бухты, острова Сопки, бухты, острова

Можно ли понять и полюбить незнакомый город всего за пару дней?

Отдых в России
Самый знаменитый американский пикап. Краткая история Chevrolet Silverado Самый знаменитый американский пикап. Краткая история Chevrolet Silverado

Что сделало грузовик Chevrolet Silverado такими востребованным?

4x4 Club
Как ускорить метаболизм Как ускорить метаболизм

12 способов похудеть

Лиза
Работа до посинения Работа до посинения

Почему будет падать спрос на белых воротничков

РБК
«Шекспир — самое успешное мошенничество в этом мире» «Шекспир — самое успешное мошенничество в этом мире»

Писатели, критики и режиссеры о своих отношениях с Великим бардом

Weekend
Правда ли, что в музеях выставляют настоящие кости динозавров? Правда ли, что в музеях выставляют настоящие кости динозавров?

Почему не разлагаются кости динозавров?

ТехИнсайдер
Как быстро охладиться: 4 научных способа Как быстро охладиться: 4 научных способа

Как спастись от жуткой жары?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении