Бедная Газа
Как живет сектор Газа до и после теракта 7 октября
Госпиталь Аль-Ахли, по которому был нанесен ракетный удар вечером 17 октября, — одна из 20 больниц на севере сектора Газа, которые получили приказ об эвакуации от израильских военных. ЦАХАЛ готовит наземную операцию и планирует выселить на юг анклава как минимум 600 тыс. человек. По мнению ООН и Всемирной организации здравоохранения, это неминуемо приведет к гуманитарной катастрофе. Впрочем, она уже происходит.
Передвигаться по территории сектора тоже небезопасно. Тринадцатого октября ЦАХАЛ выпустил несколько ракет по трем автоколоннам палестинских беженцев. Погибли 70 человек.
Население пытается укрыться в социально защищенных, как им кажется, местах — храмах, больницах, школах. Это не спасает. По данным ООН, за первые 12 дней конфликта в Газе зафиксирована 51 атака на медицинские учреждения. Некоторые из них больше не функционируют, остальные переполнены. Люди спят на матрацах прямо на территории госпиталей, ожидая хоть какой-нибудь помощи. Именно поэтому во дворе больницы Аль-Ахли, принявшем на себя удар, погибло столько палестинцев.
В медучреждениях заканчиваются лекарства и средства первой помощи. Ситуация станет хуже, когда подойдут к концу запасы топлива: с 9 октября сектор находится в полной блокаде со стороны Израиля, прекращены поставки воды и электричества. Пока что спасают генераторы. Когда они отключатся, в больницах перестанут работать системы жизнеобеспечения для тяжелых больных, а ведь ежедневно поступают сотни новых пострадавших.
Свыше девяти тысяч жителей Газы больны раком. Единственная действующая онкологическая Больница турецко-палестинской дружбы уже приостановила оказание профильных услуг: химиотерапию, радиологию и диагностику. Когда закончится топливо для единственного в районе генератора, придется закрыть отделение интенсивной терапии.
Офис премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху заявляет, что любые поставки, поступающие в сектор Газа, будут блокироваться, так как есть риск, что они попадут в руки ХАМАС.
В больницу по заявке
Надо сказать, что трудности с доступом к квалифицированной медицинской помощи были у местных жителей едва ли не всегда. Израиль ввел блокаду сектора, когда в 2006 году на местных выборах к власти пришли представители радикального Исламского движения сопротивления, известного как ХАМАС. Главное место в его идеологии отводится уничтожению Израиля, который, по мнению лидеров движения, является препятствием для построения халифата на территории Палестины. В качестве единственного средства борьбы с сионистами ХАМАС рассматривает вооруженный джихад. Сами исламисты считают джихад против Израиля «оборонительным».
Стремясь снизить число атак и обезопасить свою территорию, Израиль 17 лет назад заблокировал границу с Газой, оставив фактически лишь один работающий КПП и жестко фиксируя все перемещения людей и товаров. К блокаде присоединился и Египет, опасавшийся неконтролируемого потока как беженцев, так и боевиков. Сектор Газа оказался полностью отрезан от внешнего мира.
Площадь анклава — всего 365 квадратных километров, почти в три раза меньше, чем площадь Москвы в пределах МКАД. Численность населения (около 2,4 млн человек) и небольшой размер делают эту территорию одной из самых густонаселенных в мире.
Со стороны Египта Газу ограничивает бетонная стена. Есть некоторое количество подземных тоннелей, через которые на протяжении долгого времени шел поток контрабанды, и пункт пропуска «Рафах». Со стороны Израиля установлен разделительный забор с единственным КПП «Эрез», он же «Бейт-Ханун». На западе простирается Средиземное море.
До нынешнего обострения органы здравоохранения сектора каждый месяц подавали прошение на две тысячи палестинцев, которые нуждаются в квалифицированной помощи за пределами анклава. Для разрешения на выезд нужно доказать, что человек не имеет возможности лечиться на территории Газы, а также что он не террорист, стремящийся совершить преступление в Израиле.
Пациентам приходится собирать огромное количество бумаг: медицинские заключения, запросы от лечащего врача, документы от международных правозащитных организаций и разрешения от служб безопасности Израиля. Все это необходимо подать в Департамент по гражданским делам и ждать. Иногда месяцы.
По данным Палестинской администрации, с 2008 по 2022 год треть всех заявок на получение таких разрешений, то есть более 70 тыс., были отложены или отклонены. Пациенты умирали, не дождавшись ответа.
Журналистка «Аль-Джазиры» Марьям Хумайд, проживающая в Газе, столкнулась с этим, когда пыталась помочь своей матери покинуть сектор. После перенесенного COVID-19 состояние пожилой женщины начало ухудшаться, и врачи Газы с их ограниченными ресурсами и ветхой системой здравоохранения оказались бессильны.