Отнять и отомстить: как бывшие супруги спорят из-за детей и зачем нужны медиаторы
Взрослые вовлекают в свои конфликты детей по разным мотивам — от мести до искреннего желания «причинить добро». Поэтому очень важно, чтобы юристы, сопровождающие бракоразводный процесс, «возвращали» спорящие стороны к интересам детей. Адвокат, медиатор, советник практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation Гаяне Штоян рассказывает, что могут сделать разводящиеся родители, чтобы уберечь ребенка от тяжелых судебных процедур.
Чего на самом деле хотят родители
Первая встреча адвоката с доверителем всегда должна начинаться с выяснения цели, которая привела его или ее за юридической помощью, а потом — выявления истинного интереса.
Здесь может возникнуть справедливый вопрос: разве «цель» не вытекает из «интереса»? Верно, но часто люди под влиянием эмоций, страхов, разочарования от неоправданных супругом ожиданий могут иметь сложности с определением истинного интереса, и соответственно, прийти к адвокату с некорректным запросом — целью.
Например, родитель, желающий, как ему кажется, определить место жительства ребенка с ним, в действительности не готов физически проживать с ребенком и заботиться о нем без ежедневной помощи второго родителя. Ему или ей могут не позволять график работы, частые командировки, отсутствие навыков ухода за ребенком, состояние здоровья и другие объективные причины. А желание предъявить иск продиктовано, например, страхом потерять контроль над жизнью и развитием ребенка, быть ограниченным в общении, лишиться возможности наблюдать за его взрослением. И вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, утвердить приемлемый порядок общения с ребенком, принимается поспешное решение идти в суд с иском, который не соответствует не только интересам ребенка, но и самого родителя-истца.
Когда во время консультации мы выявляем противоречие истинной цели с озвученной, часто приходит понимание, что спор можно разрешить во внесудебном порядке — соглашением сторон. Тогда возникают новые сложности. Во-первых, убедить обратившегося за судебной защитой доверителя в пользе переговоров. Во-вторых, «посадить» за стол переговоров второго родителя.
Как выясняют мнение ребенка
Распространенное заблуждение: подав иск об определении места жительства ребенка, можно сделать так, чтобы самого его разбирательство не затронуло. Часто это невозможно в силу процессуального закона. Российские и международные нормы закрепляют за ребенком право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Возраст, с которого ребенок мог бы быть заслушан, не указан в российском законодательстве. Международное право также не содержит конкретного возрастного ценза, но подчеркивает, что взглядам ребенка должно «уделяться должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка».