Архитектор — это сценарист жизни
Можно ли совместить агрессивную урбанизацию современного мира с созданием комфортного города? Об этом мы говорим с архитектором Тимуром Кадыровым

Будучи развитой страной, Россия наравне с другими государствами сталкивается с последствиями порой агрессивной урбанизации. «Муравейники», «соты», всевозможные сервисы, проекты, удобство — все это за последние несколько лет буквально захватило сферу градостроительства, а также разум людей, ищущих свое место под жарким солнцем бесконечных ипотек и вездесущего бетона. О городах и концепциях мы решили поговорить с урбанистом и архитектором, бывшим заместителем главного архитектора Казани, членом Союза архитекторов Милана Тимуром Кадыровым. Сейчас Тимур работает над знаменитым проектом линейного города Line в Саудовской Аравии.
Мне нравилось создавать пространство
— Тимур, как бы вы представили себя в трех предложениях?
— Я специалист по территориальному планированию, по транспортному планированию, архитектор, градостроитель. Многие считают меня самым транспортником среди архитекторов и самым архитектором среди транспортников, потому что я занимался как вопросами развития городов, так и транспорта в городах и на различных территориях.
— Как вы пришли к архитектуре?
— К архитектуре я пришел через «художку», потому что с самого детства мне очень нравилось рисовать. Но еще мне нравилось создавать пространство. С пяти лет я лепил из пластилина. И то, что я лепил, это были не какие-то игрушки, животные, а это были дома, крепости, улицы, города. Я вылеплял кирпичи и строил из них дом. И вот от этой любви к пространству, к зданиям я перешел к осознанию того, что архитектура и вопросы создания пространств вокруг нас мне очень интересны.
— Как объяснить ничего не понимающему в архитектуре человеку суть этого направления искусства?
— Архитектура — это не направление искусства. Это целый раздел жизнеобустройства. Я после окончания университета выбрал градостроительное направление — это большой масштаб, развитие и функционирование городов. Мне всегда было интересно продумывать системы: как люди будут жить, передвигаться. Интересно было изучать города, понимать, в чем их сила, в чем слабость. Почему одни города нам нравятся, а другие — нет. Вообще, архитектор — это сценарист жизни. Даже если вы проектируете интерьер квартиры, вы, как режиссер, продумываете, как здесь будут жить люди. А на уровне города это намного сложнее, ответственнее и интереснее. Теми или иными решениями ты можешь корректировать и задавать стратегию того, как люди будут жить, как они будут пользоваться пространством.

Член Союза архитекторов Милана. Из личного архива Тимура Кадырова
Вопрос плотности, а не этажности
— Городская среда в России: в чем, по вашему мнению, проблемы планирования и развития русских городов?
— На самом деле это очень широкий вопрос. Конечно, каждый город уникален, у каждого свои особенности и, возможно, какие-то сложности. Но в целом можно сказать, что большинство городов — исторические, основанные задолго до советского периода, и у большинства есть исторический центр. Хотя и в советский период строили много, и, конечно, этот период индустриализации, коллективизации и вообще нового подхода к жизни, к расселению людей, к тому, как они будут работать, жить и отдыхать, сильно повлиял на города — и на исторические, и на новые. Вот, например, Набережные Челны в Татарстане. Город возник в советский период вместе со строительством КамАЗа. И это полностью новый советский город с огромными проспектами и микрорайонами.
Поэтому я бы сказал, что мы до сих пор в наших городах сталкиваемся со сложностями, связанными с советским этапом, когда не было частной собственности, когда все территории принадлежали городу, а не конкретному дому или конкретному двору. Это наложило отпечаток и на городскую среду, потому что были пространства, которые не принадлежат никому, а сегодня эти участки принадлежат различным собственникам, в том числе, например, жителям многоквартирных домов, и это определяет новые потребности. Ведь планировались эти дворы и микрорайоны без учета того, что они будут поделены и один дом захочет детскую площадку, а жители другого дома не смогут пользоваться этим участком.
— Уже не первый год набирает обороты тренд на города, где все в пределах пятнадцатиминутной доступности. Имеют ли смысл такие города в России?
— Концепция пятнадцатиминутного города, которую обозначил на мировом уровне Карлос Морено, многими воспринимается искаженно. Изначально она была даже не про ограничение по времени, не про то, что человеку нужно добираться всего пятнадцать минут до основных мест приложения труда или сервисов. Это именно про насыщенность функций, про то, что город должен быть полицентричным. Про то, что территории должны быть смешанными, что не должно быть спальных районов, делового центра. Это именно про создание комфортных городов, где в пятнадцатиминутной доступности ты можешь удовлетворить все свои каждодневные потребности. И важна не эта цифра, это может быть и двадцатиминутный город, это может быть и час на больших масштабах. Здесь важен сам факт наличия максимального набора функций в месте, где вы живете.
— Что не так с застройкой наших городов? Обречены ли крупные города, Москва и Питер, стать подобием Пекина — высотки, стекло, перебивающиеся редкой зеленью?
— Если говорить про разрастание и укрупнение городов, это общий тренд, и действительно города борются за привлечение человеческого капитала. Так сложилось с самого начала индустриальной эпохи. И здесь нет ничего плохого, так устроена сегодня наша жизнь. Сейчас можно сделать скидку на то, что с развитием интернета этот тренд может немного меняться, люди уже иногда предпочитают жить в малых городах, где им более комфортно, где лучше экология или они находятся там в контексте своих социальных связей, но при этом работают и имеют связь со всем миром.
Но это все-таки не глобальный тренд. За заработком, за самореализацией люди предпочитают переезжать в крупные города. И в этом плане Москва и Питер не исключение, основные две столицы берут на себя основные потоки. Крупные миллионники тоже сталкиваются с этой действительностью, да и Казань не исключение. Но, повторюсь, это не то, с чем надо бороться. Потому что зная, что есть такие тренды, анализируя, как это происходило в прошлом, и закладывая какие-нибудь расчетные модели, можно спланировать будущее и понять, например, сколько и каких жителей будет жить у вас в городе, и заложить для этих жителей инфраструктуру.