Можно ли совместить агрессивную урбанизацию с комфортом городской среды?

МонокльДизайн

Архитектор — это сценарист жизни

Можно ли совместить агрессивную урбанизацию современного мира с созданием комфортного города? Об этом мы говорим с архитектором Тимуром Кадыровым

Игорь Карпов

«Электронный островок», 2018 год. Из личного архива Тимура Кадырова

Будучи развитой страной, Россия наравне с другими государствами сталкивается с последствиями порой агрессивной урбанизации. «Муравейники», «соты», всевозможные сервисы, проекты, удобство — все это за последние несколько лет буквально захватило сферу градостроительства, а также разум людей, ищущих свое место под жарким солнцем бесконечных ипотек и вездесущего бетона. О городах и концепциях мы решили поговорить с урбанистом и архитектором, бывшим заместителем главного архитектора Казани, членом Союза архитекторов Милана Тимуром Кадыровым. Сейчас Тимур работает над знаменитым проектом линейного города Line в Саудовской Аравии.

Мне нравилось создавать пространство

— Тимур, как бы вы представили себя в трех предложениях?

— Я специалист по территориальному планированию, по транспортному планированию, архитектор, градостроитель. Многие считают меня самым транспортником среди архитекторов и самым архитектором среди транспортников, потому что я занимался как вопросами развития городов, так и транспорта в городах и на различных территориях.

— Как вы пришли к архитектуре?

— К архитектуре я пришел через «художку», потому что с самого детства мне очень нравилось рисовать. Но еще мне нравилось создавать пространство. С пяти лет я лепил из пластилина. И то, что я лепил, это были не какие-то игрушки, животные, а это были дома, крепости, улицы, города. Я вылеплял кирпичи и строил из них дом. И вот от этой любви к пространству, к зданиям я перешел к осознанию того, что архитектура и вопросы создания пространств вокруг нас мне очень интересны.

— Как объяснить ничего не понимающему в архитектуре человеку суть этого направления искусства?

— Архитектура — это не направление искусства. Это целый раздел жизнеобустройства. Я после окончания университета выбрал градостроительное направление — это большой масштаб, развитие и функционирование городов. Мне всегда было интересно продумывать системы: как люди будут жить, передвигаться. Интересно было изучать города, понимать, в чем их сила, в чем слабость. Почему одни города нам нравятся, а другие — нет. Вообще, архитектор — это сценарист жизни. Даже если вы проектируете интерьер квартиры, вы, как режиссер, продумываете, как здесь будут жить люди. А на уровне города это намного сложнее, ответственнее и интереснее. Теми или иными решениями ты можешь корректировать и задавать стратегию того, как люди будут жить, как они будут пользоваться пространством.

Тимур Кадыров, 38 лет, урбанист, архитектор. Транспортный планировщик.
Член Союза архитекторов Милана. Из личного архива Тимура Кадырова

Вопрос плотности, а не этажности

— Городская среда в России: в чем, по вашему мнению, проблемы планирования и развития русских городов?

— На самом деле это очень широкий вопрос. Конечно, каждый город уникален, у каждого свои особенности и, возможно, какие-то сложности. Но в целом можно сказать, что большинство городов — исторические, основанные задолго до советского периода, и у большинства есть исторический центр. Хотя и в советский период строили много, и, конечно, этот период индустриализации, коллективизации и вообще нового подхода к жизни, к расселению людей, к тому, как они будут работать, жить и отдыхать, сильно повлиял на города — и на исторические, и на новые. Вот, например, Набережные Челны в Татарстане. Город возник в советский период вместе со строительством КамАЗа. И это полностью новый советский город с огромными проспектами и микрорайонами.

Поэтому я бы сказал, что мы до сих пор в наших городах сталкиваемся со сложностями, связанными с советским этапом, когда не было частной собственности, когда все территории принадлежали городу, а не конкретному дому или конкретному двору. Это наложило отпечаток и на городскую среду, потому что были пространства, которые не принадлежат никому, а сегодня эти участки принадлежат различным собственникам, в том числе, например, жителям многоквартирных домов, и это определяет новые потребности. Ведь планировались эти дворы и микрорайоны без учета того, что они будут поделены и один дом захочет детскую площадку, а жители другого дома не смогут пользоваться этим участком.

— Уже не первый год набирает обороты тренд на города, где все в пределах пятнадцатиминутной доступности. Имеют ли смысл такие города в России?

— Концепция пятнадцатиминутного города, которую обозначил на мировом уровне Карлос Морено, многими воспринимается искаженно. Изначально она была даже не про ограничение по времени, не про то, что человеку нужно добираться всего пятнадцать минут до основных мест приложения труда или сервисов. Это именно про насыщенность функций, про то, что город должен быть полицентричным. Про то, что территории должны быть смешанными, что не должно быть спальных районов, делового центра. Это именно про создание комфортных городов, где в пятнадцатиминутной доступности ты можешь удовлетворить все свои каждодневные потребности. И важна не эта цифра, это может быть и двадцатиминутный город, это может быть и час на больших масштабах. Здесь важен сам факт наличия максимального набора функций в месте, где вы живете.

— Что не так с застройкой наших городов? Обречены ли крупные города, Москва и Питер, стать подобием Пекина — высотки, стекло, перебивающиеся редкой зеленью?

— Если говорить про разрастание и укрупнение городов, это общий тренд, и действительно города борются за привлечение человеческого капитала. Так сложилось с самого начала индустриальной эпохи. И здесь нет ничего плохого, так устроена сегодня наша жизнь. Сейчас можно сделать скидку на то, что с развитием интернета этот тренд может немного меняться, люди уже иногда предпочитают жить в малых городах, где им более комфортно, где лучше экология или они находятся там в контексте своих социальных связей, но при этом работают и имеют связь со всем миром.

Но это все-таки не глобальный тренд. За заработком, за самореализацией люди предпочитают переезжать в крупные города. И в этом плане Москва и Питер не исключение, основные две столицы берут на себя основные потоки. Крупные миллионники тоже сталкиваются с этой действительностью, да и Казань не исключение. Но, повторюсь, это не то, с чем надо бороться. Потому что зная, что есть такие тренды, анализируя, как это происходило в прошлом, и закладывая какие-нибудь расчетные модели, можно спланировать будущее и понять, например, сколько и каких жителей будет жить у вас в городе, и заложить для этих жителей инфраструктуру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Попасть в нейросети Попасть в нейросети

Что для дизайнеров ИИ: увлекательная игрушка или удобный инструмент?

SALON-Interior
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом

Чем Иран навлек на себя гнев западной цивилизации?

Монокль
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
От Бармалеевой до Фонтанки От Бармалеевой до Фонтанки

Отрывки романа Евгения Водолазкина с предисловием автора

СНОБ
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Музей «Полторы комнаты» Музей «Полторы комнаты»

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ru
Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций Как путешествия меняют нас: 5 не заметных глазу трансформаций

Как путешествия влияют на наше ментальное и физическое здоровье?

ТехИнсайдер
Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера? Стесняюсь спросить: как распознать болезнь Альцгеймера?

Альцгеймер: как распознать на ранних этапах и встречается ли он у молодых?

Правила жизни
Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Как импульсивные покупки из любопытства меняют рынок современного искусства

Forbes
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Мы с вами уже встречались? Мы с вами уже встречались?

Как узнать, что твой новый знакомый действительно холост

Лиза
Между свободой и хаосом: как собственнику правильно передать полномочия Между свободой и хаосом: как собственнику правильно передать полномочия

Как избежать ошибок при передачи полномочий на бизнес

Forbes
Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков

Разбираемся, как понять, что магния стало катастрофически мало

ТехИнсайдер
На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике

Почему коллективные тренировки делают нас лучше?

Правила жизни
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Сергей Филипович / Алиса Рейфер Сергей Филипович / Алиса Рейфер

Двадцатилетние ньюкамеры Ленсовета — сверхновая театральная сенсация

Собака.ru
Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам Рост трафика на 17 600%: почему вайбкодинг помогает бизнесу, но вредит айтишникам

Вайбкодинг: полезный инструмент для бизнеса и угроза для IT-мира

Inc.
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Психология ожиданий: как наши прогнозы формируют реальность Психология ожиданий: как наши прогнозы формируют реальность

Что такое ожидания и почему они имеют над тобой такую власть

VOICE
Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности Как роботы захватывали ПМЭФ: от диковинки до обыденности

Как на примере роботов ПМЭФ можно проследить путь прорывной технологии

Inc.
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Автобиографии бизнесменов: топ-10 по версии «Инк.» Автобиографии бизнесменов: топ-10 по версии «Инк.»

Автобиографии предпринимателей, которые помогут понять, как строить бизнес

Inc.
Открыть в приложении