Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор
Цифровая революция в транспортном секторе продолжается — и даже худший за долгое время в истории индустрии 2020-й год не смог ее остановить. Да, возможно, мы получим массовое производство беспилотных автомобилей чуть позже, чем рассчитывали. Но то, что мы его все-таки получим, — вне всяческих сомнений. Тем временем, автопроизводители, сервисные и технологические компании транспортного сектора фокусируются и на других важнейших инновациях.
В каком же направлении будет двигаться автомобильная отрасль? Крупнейшие консалтинговые агентства и исследовательские организации, в том числе McKinsey, KPMG, Фонд Генриха Бёлля и другие подчеркивают примерно одни и те же тренды развития транспортной индустрии. Эксперты уверены, что ближайшие 5-10 лет мы будем вживую наблюдать такие тенденции, как массовый переход на электротранспорт вместе с развитием соответствующей инфраструктуры, развитие платформ мобильности MaaS (Mobility as a Service), подключение автотранспорта к системам обработки больших данных и интернета вещей, интеграция транспорта в цифровую экосистему городов и появление беспилотных автомобилей самых разных видов и назначения.
Эти ключевые тренды, завязанные на использовании инновационных технологий, вызовут серьезные перемены во всей транспортной индустрии, о которых можно и стоит рассказать подробнее.
Электрокары повсюду
К началу 2018 года в мире насчитывалось более 3 млн электрокаров — это 1% от общего числа всех единиц транспорта, но все равно немало. С тех пор их число непрерывно растет. На протяжении 2021 года только на американском рынке представят 30 новых моделей электрических автомобилей, в том числе и грузового назначения. Логично предположить, что при таком росте электрокары станут неотъемлемой частью транспортной системы, а люди будут использовать их не только для частных поездок, но и в коммерческих целях. Этому способствует активная позиция правительств в различных государствах, в том числе и в России, а также целенаправленная электрификация парков такси и каршеринга. Например, в ноябре 2020 года был представлен D1 — первый в мире электромобиль, изготовленный BYD совместно с DiDi специально для такси. В 2021 году они начали поступать лизинговым партнерам в крупных китайских городах. Судя по тенденциям спроса, в ближайшие годы D1 станут использоваться и в других странах.
Но это только вершина айсберга, потому что рост использования электромобилей в коммерческих целях неизбежно приведет и к развитию инфраструктуры для них — в частности, станций зарядки и дозаправки. Кто будет этим заниматься? Существует множество вариантов: новые игроки, существующие операторы АЗС, компании с большим парком электромобилей и так далее — смотря кто первым займет эту нишу. Например, чтобы создать в Китае инфраструктуру для обслуживания более миллиона электромобилей, работающих в такси, мы наладили сотрудничество более чем с 500 партнерами в области организации зарядных станций по всему Китаю, включая BP и двух государственных энергетических гигантов — State Grid и Southern China Power Grid.
Кстати, в России также начинается масштабная программа строительства станций зарядки — Департамент Транспорта Москвы планирует расширить их количество в 5 раз, а национальная программа подразумевает создание инфраструктуры для комфортного использования электромобилей в ряде пилотных городов и на одной из федеральных трасс. На эти цели планируется потратить порядка 400 миллиардов рублей, чтобы к 2030 году 15% транспорта в РФ стало электрическим. Первыми будут электрифицированы пилотные регионы. В их число, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, входят курортные города Севастополь и Сочи, в которых эксперты отмечают потенциал развития «электрокаршеринга», Калининград, как город «с высокой концентрацией производства транспортных средств и компонентной базы» и Казань, в которую из Москвы ведет трасса М12, также подлежащая электрификации.